Жадность фраера погубит

Жадность фраера погубитЕсли кому-то заголовок покажется оскорбительным и задевающим честь и достоинство, «Иная газета» заранее приносит извинения. В заголовке намеренно использована народная поговорка, смысл которой следует понимать в данном случае следующим образом: «Чрезмерное завышение цен на товары и услуги, основанное на преобладающем положении на рынке, заставляет клиентов обращаться к другим поставщикам товаров и услуг, что приводит к существенному снижению доходов и утрате преобладающего положения на рынке». А народная поговорка использована в данном случае исключительно в целях экономии места и облегчения восприятия смысла читателем.

Четверть миллиона, конечно, не деньги. Если ежедневно ворочаешь десятками, ежемесячно – сотнями, тысячами миллионов рублей и прочей валюты, то на снижение оборота на 250 000 рублей за три месяца можно не обращать внимания. А если речь идёт о таком, не побоимся этого слова, монстре финансового рынка, как Сбербанк (а впрочем, о нём речь и идёт) – тем более внимания можно не обращать. Правда, опытный сантехник тут может возразить, что большая авария на водоводе начинается с маленького свища в трубе. Если, его (свищ, а не сантехника) вовремя не законопатить. Но согласимся, что сантехник банкирам - не то, чтобы не товарищ, но, во всяком случае не указ. В высоких финансовых сферах, как известно, обыденная коммунальная логика не в особой чести, там рамбурсирование и фьючерс, а не какие-то фитинг и припасовка. И не вздумайте даже сравнить высокоинтеллектуальное банковское дело и управление финансовыми потоками с соответствующими комиссионными и какое-нибудь банальное перекладывание денег из кармана в карман, при котором золотые крупинки прилипают к рукам перекладывающего. Ибо сказано:
КУРОЧКА ПО ЗЁРНЫШКУ

Впрочем, если уважаемый читатель ещё способен мыслить обывательскими категориями в будничных терминах, можно читать дальше. Тем паче, речь пойдёт о финансовых перспективах именно Сбербанка, с которым в нашей повседневной жизни (к несчастью или к радости, кому как) связано так много. И деньги на сберкнижках и сберкартах, и потребительские кредиты, и уплата госпошлин, и, в конце концов, перечисление коммунальных платежей. А кстати, мы, собственно, как раз о коммунальных платежах. Конкретно через Сбербанк, конкретно в Березниках.

Березниковцам удобно оплачивать коммунальные услуги через Сбербанк (да ладно вам, про очереди! Их сейчас только в компьютерных салонах нет), потому что далеко ходить не надо. Сбербанку это выгодно, потому что, принимая деньги у населения (вынимая из одного кармана) и перечисляя эти деньги поставщику коммунальных услуг (перекладывая в другой карман), Сбербанк имеет свою небольшую маржу, ой, простите – получает свой небольшой процент с суммы платежей. Процент не самый великий, но тут, ведь, дело не в размере, а в скорости его получения, т.е. – с оборота. Один, для примера, процент от 60-70 миллионов рублей (приблизительно такова месячная сумма коммунальных платежей, вносимых населением) это – 600-700 тысяч чистого дохода. Тоже немного, конечно, да курочка по зёрнышку клюёт, нагнёшься за копейкой – поднимешь рубль. Помните гениальную схему с рублём из культового фильма российских олигархов «Олигарх», которую главный герой – Платон демонстрировал подельникам на кладбище? Собственно, в этом вся суть современной банковской системы.

В конце концов, из миллионов таких, вот, зёрнышек и сложилась обоснованная репутация Сбербанка как самого крупного и самого устойчивого кредитно-финансового учреждения России. Гражданин может заплатить через Сбербанк рубль, только копейка останется в Сбербанке, а если граждан – миллионы... И вот здесь-то, на этом финансоводе, конкретно в Сбербанке, конкретно в Березниках образовался
CВИЩ

Конечно, в сравнении с упомянутыми 600-700 тысячами «крупинок» 2500 (1 процент от упомянутых в начале публикации четверти миллиона) – мелочёвка, не стоящая внимания финансовых магнатов. Из своей зарплаты легко возместят. А вот опытный сантехник возразил бы, что дело не в объёме утечки, дело в тенденции.

Общая сумма коммунальных платежей населения (имеются в виду реально уплаченные деньги, долги в расчёт не берём) в январе 2006 года составила почти 62,7 миллиона рублей. 57,3% или почти 36 миллионов из них березниковцы уплатили через Сбербанк, остальные – через других операторов («Банк Москвы», банк «Урал-ФД», «Внешторгбанк», почтовые отделения, кассы БИРЦ и кассу Горэлектросетей).

В феврале 2006 года, благодаря усилиям коммунальщиков и других заинтересованных служб, а также просто потому что население выбралось из новогодней финансовой ямы, сумма коммунальных платежей резко выросла и составила почти 74 миллиона рублей. Из них через Сбербанк прошли 61,5% или почти 45,5 миллиона рублей. Остальные ручейки потекли по финансоводам других операторов.

Таким образом оборот Сбербанка за первые два месяца года вырос почти на 9,6 миллиона рублей (а про крупинку помните?)

В марте 2006 года общая сумма коммунальных платежей опять выросла и составила чуть менее 77,5 миллиона рублей. Из них через Сбербанк прошли 46% или менее 36 миллионов рублей. С остальных миллионов свои крупинки сняли другие операторы.

Таким образом только за один, третий месяц 2006 года оборот Сбербанка снизился более чем на 9,8 миллиона рублей. Общее снижение оборота за три месяца составило примерно те самые, упомянутые четверть миллиона.

Ну да, разумеется, полностью согласен, те 2500 крупинок – мелочь, не стоящая внимания финансовых тузов. Сто рублей – не деньги, как говорил один мой приятель студенческих лет, растранжиривая очередную повышенную стипендию. А моя умудрённая житейским опытом бабушка, нагибаясь за оброненной кем-то на улице монеткой, приговаривала:
ТРИ КОПЕЙКИ – ТОЖЕ ДЕНЬГИ

Это, ведь, смотря как посчитать. Можно ведь и прикинуть, что за три месяца общий коммунальный оборот вырос почти на 15 миллионов рублей и зёрнышки с этого оборота склевал не Сбербанк, а совсем другие операторы. А всё тот же для-примера-один-процент от 15 миллионов – это не жалкие две с половиной, а очень даже неплохие полтораста тысяч. Месячный доход 60 среднестатистических пенсионеров, заботой о которых обоснованно славится Сбербанк. Стоимость неплохого ремонта небольшой школы, заботой о которых обоснованно славится Сбербанк. Месячный доход 50 среднестатистических учителей, получающих зарплату через Сбербанк. И, что характерно, великий и могучий Сбербанк не только не получил этих денег, а ещё и свои 2500 потерял.

А можно и так посчитать. К примеру, в 2005 году через березниковское отделение Сбербанка было перечислено примерно 65-66% коммунальных платежей. За первый квартал 2006 года через Сбербанк прошло 54,7% платежей. Причём, это в среднем. Если сравнить с упомянутыми 46% в марте, то падение сбербанковского оборота выглядит гораздо серьёзнее. Мы с вами, уважаемый читатель, конечно, не высоколобые финансисты, логика у нас примитивная, обывательская. Мы можем разве что как тот чукча из анекдота отметить: тенденция, однако.

Очередная тайна рыночной экономики по-русски или загадка души русского плательщика коммунальных платежей, скажете вы? Да ничего подобного! Просто вспомните мартовский скандал (его широко освещала местная пресса) вокруг внезапного «роста» тарифов, с которым столкнулись березниковцы, пришедшие отдать долги коммуналке через Сбербанк. Разъяснения ситуации тогда последовали, но не очень, заметим, внятные, поэтому имеет смысл разъяснения повторить. Тем более, что – хотя внешне положение стабилизировалось и тарифы вроде бы cдали назад - ситуация остаётся весьма неустойчивой. И куда тенденция приведёт... Тут, ведь, как говорили в своё время вкладчики «Альфа-банка» или банка «Империал», пока дефолт не грянет
БАНК НЕ ПЕРЕКРЕСТИТСЯ

Суть проста, как упомянутые три копейки. Те самые крупинки, зёрнышки, проценты с коммунального финансовода Сбербанк получает не с кого-нибудь, а с получателя коммунальных платежей (в нашем конкретно-березниковском случае – с арендующей березниковскую коммуналку компании «Новогор-Прикамье»). Т.е. – коммунальные тарифы устанавливаются законодательно краевой властью, подтверждаются местным самоуправлением и всё. Дальше уже проблема получателя коммунальных платежей, каким образом он (в нашем случае – «Новогор-Прикамье») будет эти коммунальные тарифы собирать. Пошлёт ли дворников и сантехников большевистским способом от двери к двери, заключит ли договор со Сбербанком или другими банками – его проблемы. В том числе, его, «Новогора», проблемы, какой процент от собранной суммы оставлять банку или другому оператору (да хоть тому же дворнику или сантехнику). Один процент, полтора процента, не суть. Суть: эти деньги уже заложены в тарифах, т.е. тот же «Новогор» получает не 100 процентов от коммунального платежа, а меньше на тот же для-примера-один-процент.

Однако один процент, как известно, хорошо, а два или даже три – лучше. В смысле, больше. Словом, Сбербанк предложил «Новогору» повысить процент до трёх. «Новогор» посчитал, что это чересчур завышенная стоимость небольшой услуги. Тут, оговоримся, в принципе нет ни хороших ни плохих, ни правых ни виноватых. Имеет место быть обычная базарная торговля. Сбербанк, поскольку самая значительная доля коммунальных платежей проходила через него, захотел получать больше. На стороне Сбербанка – огромный опыт, многодесятилетняя привычка тысяч березниковцев, разветвлённая сеть отделений, реклама. Ну, всё равно что большой супермаркет в сравнении с мелкими магазинчиками неподалёку, которые и найти-то затруднительно. «Новогор», как всякий нормальный потребитель, больше платить не захотел. К тому же, рассудили в «Новогоре», мы будем больше платить Сбербанку, а другие операторы тоже захотят. В конце концов, их-то товар, пардон, услуга уступает сбербанковской только отсутствием привычки и той же сети отделений (впрочем, почта, к примеру, может и поспорить со Сбербанком в этом смысле). Словом, не договорились. И...

И получив несогласие «Новогора» Сбербанк просто начал компенсировать разницу между договорённым процентом от «Новогора» и процентом желаемым, взимая её (разницу) с горожан, которые платили за коммуналку через Сбербанк. Естественно, березниковцы восприняли это как злобное повышение тарифов. Трудно подумать иначе при отсутствии толковых-то разъяснений. Местная пресса, увлечённая, напомним, предвыборной кампанией, увы, сплоховала, обратив на проблему внимание только, когда гневный глас народный достиг власти. Власть весьма обеспокоилась, потому что коммунальные платежи затрагивают самое святое для десятков тысяч дееспособных избирателей – кошелёк. Это та самая, действительно волнующая рядового незаметного гражданина повседневность, это вам не
БАЙКИ О ЯДЕРНЫХ ОТХОДАХ

Время-то, напомним, было предвыборное, а тут такое внезначайное стимулирование протестных настроений огромной массы. При таких условиях, пожалуй, даже кандидат Противвсех, никогда и нигде не занимавший выше второго места, мог бы стать безусловным фаворитом избирательной кампании. Местное самоуправление решительно вмешалось в базарную ситуацию, усадило продавца (Сбербанк) и покупателя («Новогор») услуги за стол переговоров и, не знаю уж каким способом (будь я голливудским сценаристом фильма о русской жизни, непременно включил бы в этот эпизод соответствующий реквизит) уговорила их. Березниковский Сбербанк и «Новогор» подписали временное соглашение.

Сбербанк отказался от взмания дополнительных денег с населения, «Новогор» согласился на некоторое повышение отчисляемого Сбербанку процента. А именно: с платежей за тепло (самые значительные суммы) Сбербанк стал получать 1,2% от суммы собранных с населения платежей, за воду – 1%, и 3% - за электричество. Это соглашение, по утверждению наших источников по обе стороны прилавка, не устраивает ни тех, ни других. «Новогор», естественно, хочет подешевле, Сбербанк, естественно, желает подороже. Потому соглашение и временное. Свою маржу, впрочем, здесь получило местное самоуправление: протестный накал был сбит, выборы состоялись.

Пока, по сведениям «Иной газеты», переговорный процесс не возобновлялись. Несмотря на истечение срока действия соглашения (24 апреля. Понятно, да, уважаемый читатель, почему договорились именно до этого срока?). «Тишина», - как сказал один из наших источников. Похоже, бе стороны выжидают. В пермской и екатеринбургской прессе, например, проскальзывают намёки на возможные перемены в руководстве Западно-Уральского банка Сбербанка России. А с новыми людьми и договариваться можно по-новому. А уж про сложности у «Новогора-Прикамье» (например, последние неприятности с Управлением по борьбе с налоговыми преступлениями) и вероятность перестановок в руководстве березниковского филиала компании говорят и вовсе открыто. А с новыми людьми или людьми, у которых есть серьёзные проблемы на других участках коммунально-финансового фронта, и договариваться можно по-новому. А невременное соглашение можно подписать и задним числом, обычная практика.

Впрочем, простого обывателя это пока мало касается. Тарифы установлены до конца года, и пока кто-то снова не решит возмещать разницу между установленным и желаемым процентом за счёт обывателя, больше платить не придётся. Как говорил старина Ремарк,
НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ БЕЗ ПЕРЕМЕН

Хотя, пожалуй, не так. Есть у Ремарка и другая книга: «На Западном фронте перемены». Они очевидны: большее количество березниковцев стало пользоваться услугами других операторов, вполне адекватно ситуации отказавшись от услуг Сбербанка. «Новогор» взял курс на увеличение числа точек, через которые горожане могли бы платить за коммуналку, не беспокоясь о банковской марже. Сбербанк, кстати, предпринимает ответные шаги по привлечение клиентов. Например, банком введён специальный тариф по плате за электроэнергию – дневной (повыше) и ночной (пониже). Вероятно предполагается, что тысячи березниковцев будут снимать показания счётчика вечером, а рано утром приходить в банк и платить по ночному тарифу. Ежедневно (иного способа автор этих строк не видит).

Вот такие пироги с котятами, простите, фьючерс с крейцмейселем. Сохранит ли при такой тенденции Сбербанк свои зёрнышки, не пострадают ли от этого хранящиеся в Сбербанке вклады населения? Будет ли "Новогор" убеждать власти повысить тарифы, поскольку растёт банковский процент? Кто знает?Нам, ведь, лишь бы чубы не трещали, когда паны дерутся. Ну да, извините уж экспрессивность бытующей среди невысокоинтеллектуальной части населения поговорки:
БОГ – НЕ ФРАЕР, ПРИКУП ЗНАЕТ

Текст: Руслан Аримов

Публикуется впервые.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса