Пленница – КАВКАЗСКАЯ, а не пиратская! Или:

Пленница – КАВКАЗСКАЯ, а не пиратская! Или:НАШ ОТВЕТ ВТО: САМИ ХОРОШИ!

Суд в Нью-Йорке признал правоту компании Close Up International, эксклюзивного представителя российских киностудий в Северной Америке, в его споре с видеопиратами. Судебное разбирательство, разумеется, называется беспрецедентным. Видеопираты – находящийся на Брайтон-Бич магазин «Дом Книги Санкт-Петербург» и его хозяева, Иосиф Беров и Наталья Орлова – умышленно нарушали авторские права, распространяя на видео и DVD советскую киноклассику. Суд насчитал 382 случая незаконного распространения. Компенсация еще не назначена, это произойдет на отдельном заседании, однако фанфары уже разлетелись по всем агентствам. Максимальный размер компенсации по одному случаю умышленного нарушения авторских прав в американском суде составляет, как сообщает «Эхо Москвы», 150 тысяч долларов. Случаев 382 – например, все фильмы Гайдая, и, похоже, «Мосфильм», «Ленфильм» и официальный дистрибутор всех фильмов «Мосфильма» «Крупный план», участвующие в этом судебном деле, слегка обогатятся.

Правда, юрист «Мосфильма» Светлана Пылева объяснила нам в телефонном интервью, что главное в этом деле – не компенсация, а прецедент: товарные знаки и авторские права на фильмы были возвращены их законным владельцам и представителям.

Теперь, после того как судья принял решение, состоятся заседания, на которых истец и ответчик будут торговаться, пока наконец не установят размер компенсации. Первое заседание назначено на август.

Что все это значит? Это значит, что советское кино очень долго «плохо лежало», несмотря на то что пользовалось большим успехом у ностальгирующих эмигрантов. Долгое время авторские права на него почти не были защищены, но в последние несколько лет началось масштабное наступление на пиратов.

Это, разумеется, не беспрецедентная история.

Пионерами борьбы с видеопиратством стали печально известные Films by Jove. Эта компания была основана Олегом Видовым, актером, сбежавшим в восьмидесятых в Америку, и выкупила в 1992 году права на зарубежный прокат нескольких десятков классических мультфильмов студии «Сюзмультфильм». По контракту «Союзмультфильм» получал 40% сборов. Всего студия получила от Видова примерно полмиллиона долларов. Фильмы, которые Видов отреставрировал, у него попытались украсть пираты, показать их в Германии и Франции.

Одновременно и русские чиновники от мультипликации попытались что-то сделать с вопиющей историей: покупкой детства целого народа за гроши.

Сам Видов, впрочем, злые намерения отрицает: мультфильмы остались в «Госфильмофонде», некоторые он просто спас, отреставрировав, контракт у него был по меркам начала девяностых невообразимо щедрый, и настоящие мультипликаторы ему только благодарны за пропаганду российского искусства за границей.

Так или иначе, Видов был первым человеком, начавшим отстаивать легальные права на советское культурное наследие в суде, и делал это успешно. В частности, он выиграл в суде дело против того же Иосифа Берова, ответчика по делу «Мосфильма» и Close Up International.

Но то, что делает Close Up, гораздо глобальнее. Они ведут наступление по всей Северной Америке.

В Канаде, в нескольких штатах США, в тех местах, где русское население наиболее густо, они один за другим подают судебные иски и карают пиратов, дерзающих наживаться на русском кино.

Дело Берова, тянувшееся с 2002 года, – первый судебный успех Close Up International. Однако в Канаде эта фирма добилась удачных внесудебных соглашений – «пираты» откупились. Некоторые, заплатив штрафы, начали переговоры о легальном сотрудничестве. От Берова, впрочем, этого вряд ли стоит ждать: он рецидивист.

Первый раз он был осужден в начале девяностых за незаконный ввоз в Америку 15 молодых жительниц Эстонии, которых он заставлял работать за гроши, а разницу клал себе в карман. В 2001 году он был осужден за незаконное копирование аудио- и видеоматериалов. У него была целая фабрика по производству пиратской продукции, и он был осужден на десять месяцев тюрьмы. Это, конечно, сыграло немаловажную роль в гражданском судебном процессе.

Текст: Семён Кваша
Кадр из фильма «Кавказская пленница»
«Как быть нам, султанам, есть ответ простой...»

Впервые опубликовано: Газета.ru

Наши партнёры:
ИА «Верхнекамье»
ИА «Новый Регион»
«КомпаньОnline»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс