Вопреки Хайяму

Вопреки ХайямуВ субботу, 1 июля, произошло то, чего со страхом ждал весь алкогольный рынок: вступил в силу «алкогольный» закон, который запретил розничным продавцам торговать спиртным со старыми акцизными марками. Прилавки опустели, что называется, разом: исчезли импортные вина, коньяки, виски. В накладе оказалась и такая «смежная отрасль», как кафе и рестораны.

Пей вино, ибо друг человеку оно,
Для усталых – подобно ночлегу оно.
Во всемирном потопе, бущующем в душах,
В мире скорби – подобно ковчегу оно.

Коммерческий директор березниковского ресторана «Эдем» Елена Бударина так прокомментировала сложившуюся на сегодняшний день ситуацию: «Целый месяц мы сидели как на иголках, не зная, что же будет в июле. И вот наступило первое число, новый федеральный закон очень ударил по нам. На сегодняшний день мы не можем предложить клиенту ни коньяк, ни виски. У нас нет товара производства Франции, Италии, Германии, в которых в большей степени нуждаемся. К тому же наступили холода, народ непременно пойдет в ресторан, а нам, собственно, и нечего предложить. Мы понимаем, такой закон нужен был, чтобы сократить число мелких предпринимателей, улучшить качество реализуемой продукции. Но, простите, если вы закон создали, так будьте добры — позаботьтесь заранее о его реализации. О тех же новых акцизных марках».

Пока в «Эдеме» царит «алкогольное затишье»: «мы связывались с оптовиками в Москве и в Санкт-Петербурге, они обещали, что к 10 июля ситуация хоть как-то разрешится, и к нам поступит импортный алкоголь. А пока, наверное, будем пиво предлагать, что еще остается?», — говорит г-жа Бударина.

Впрочем, это ещё относительно недолго. Члены российской Федерации рестораторов и отельеров настроены гораздо более пессимистично: по их мнению, рестораны из-за вступившего в силу запрета на реализацию спиртного со старыми акцизными марками вполне могут остаться без импортного алкоголя аж до сентября.

По данным Федерации, сейчас на российских предприятиях питания (читай — в барах, кафе и ресторанах) остались миллионы бутылок с марками старого образца, которые были вполне легально ввезены на территорию России с полной уплатой всех таможенных платежей. Теперь же все это спиртное оказалось «за бортом», закон автоматически вытесняет его в теневой оборот.

В пресс-релизе, который Федерация рестораторов и отельеров распространила за пару дней до вступления «алкогольного» закона в силу, приводятся печальные факты: рестораны, кафе и другие предприятия питания не могут полноценно работать при отсутствии алкогольной продукции, которая составляет до 50% оборота.

Мы чалму из тончайшего льна продадим
И корону султану спьяна продадим.
Принадлежность святош – драгоценные чётки,
Не торгуясь, за чашу вина продадим

Есть и ещё одна проблема: и кафе, и рестораны зачастую (и на то у них есть и основания, и разрешение) «реализует алкогольную продукцию на месте потребления». Проще говоря, продают коньяк, бренди, виски, дорогие вина в розлив — миллилитрами. Естественно, за вечер-два такое спиртное не продашь, так что открытые бутылки могут храниться месяцами. Теперь же их надо либо перемаркировывать (что само по себе нелепица), либо... выливать?

На предприятиях питания уровнем пониже — в кафе и барах — вступление в силу нового закона также создало «спиртную» проблему. В Соликамске, например, кафе перешли практически на безалкогольное обслуживание. Те, кто еще полностью не дооформил лицензии, убрали спиртное из своего меню полностью (таким безалкогольным стало, например, кафе «Каменный цветок»), некоторые оставили «в рационе» пиво (то же кафе «Соблазн»). В местных барах ассортимент снизился с тридцати до трех-четырех наименований спиртного. Прогнозов на тему «возвращения на круги своя» не делает никто — все зависит от поставщиков, реализаторы, что называется, замерли в ожидании. Ждут, правда, что в ближайшее время должно появиться шампанское и водка от пермских и нижегородских производителей. Естественно, с сокращением алкогольного ассортимента сократились и доходы: народ в кафе практически не заходит, только «слегка перекусить», а для нормальной выручки этого мало.

Кроме всего прочего, добавилась еще одна головная боль: закон запретил торговать спиртным индивидуальным предпринимателям.

О вино! Замени мне любовь и Коран.
О духан! Я – из верных твоих прихожан.
Выпью столько, что каждый идущий навстречу
Сразу спросит: «Откуда бредёт этот жбан?»

«Алкогольный» закон гласит: продавать алкогольную продукцию имеет право только организация. На практике это означает, что всевозможным ИП, ЧП и ПБОЮЛ правительство оставило на выбор один из двух вариантов — отказаться от продажи спиртного вообще (а как откажешься, если этот бизнес считается одним из самых прибыльных?) или же изменить форму собственности. Казалось бы, ничего сложного. Например, в Соликамске, как рассказала заместитель руководителя Межрайонной инспекции ФНС № 11 по Пермской области Светлана Бызова, процесс перерегистрации начался еще осенью прошлого года, после того как стали известны изменения в законодательстве: «Многие предприниматели, торгующие продуктами питания, заблаговременно выделили алкогольную часть из общего списка товаров и оформили регистрацию юридического лица. Часть бизнесменов оставила оформление документов на последние дни и сейчас ждет перерегистрации.»

В общей сложности, по данным налоговой, как юридические лица, в Соликамске зарегистрировались шестьдесят предпринимателей, торгующих алкогольной продукцией.

Между тем, в целом по Пермскому краю «регистрационные цифры» далеко не столь радужны: по некоторым данным, в ООО перерегистрировались только пятнадцать-двадцать процентов от всех розничных предприятий — это мизер, который вполне может, ко всему прочему, в недалёком будущем оставить край без операторов алкогольного рынка.

Что касается Соликамска, то уже совсем скоро местные налоговики планируют начать проведение проверок торговых точек, торгующих алкогольными напитками.
«С 1 июля в продаже и на складах магазинов не должно быть алкогольной продукции со старыми акцизными марками, — говорит Светлана Бызова. — У предпринимателя, торгующего спиртным, должны быть оформлены документы на юридическое лицо и лицензия на право продажи алкогольной продукции. Нарушители будут наказаны с соответствии с законодательством».

Пить Аллах не велит не умеющим пить,
С кем попало, без памяти смеющим пить,
Но не мудрым мужам, соблюдающим меру,
Безусловное право имеющим пить!

А по мнению статс-секретаря, заместителя министра финансов РФ Сергея Шаталова, Рынок алкогольной продукции может восстановиться в течение 2-3 месяцев. По его словам, из-за сжатых сроков принятия данного закона правительство готовило необходимые нормативные документы в жесточайшем цейтноте. «Сейчас большинство проблем снято. Остались проблемы функционирования Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), потому что она еще не отработана до конца и, по-видимому, будет адаптироваться какое-то довольно значительное время», - отметил Шаталов.

Касаясь реализации алкогольной продукции, замминистра финансов сказал, что «они сейчас больше касаются небольшого ассортимента дорогого коньяка». «Думаю, что эти проблемы будут сняты, так как налоговые органы при обнаружении продукции, оклеенной старыми марками, будут давать предписание собственникам в течение короткого времени устранить выявленные недостатки. Это позволит достаточно оперативно закрыть эту проблему полностью», - заметил он. В то же время Шаталов согласился с тем, что с импортной продукцией дело обстоит сложнее, и эта проблема до конца не решена.

Тем не менее, сроки реализации алкогольной продукции, оклеенной старыми акцизными марками, продлеваться не будут. «Как только пошли слухи о том, что будет продлено действие переходного периода, мы сразу получили информацию о том, что якобы уничтоженные старые марки вдруг «всплывают» и широко используются. Поэтому вряд ли такие сроки будут продлеваться», - сказал Шаталов, передает ИТАР-ТАСС.
Один Телец висит под небесами.
Другой всю Землю держит на рогах.
Зачем же ты между двумя Тельцами
Стада козлов разводишь, о Аллах?

Текст: Руслан Аримов
Использованы материалы:
ИА «Верхнекамье»
деловая газета «Взгляд»
• Омар Хайям. Как чуден милой лик. М. 2006

Фото из архива редакции

Наши партнёры:
ИА «Верхнекамье»
ИА «Новый Регион»
«КомпаньОnline»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс