Мобила – не муж, из семейного бюджета не выкинешь

Мобила – не муж, из семейного бюджета не выкинешьБольшинство российских семей ежемесячно тратит на оплату услуг сотовой связи до 500 рублей в месяц. Об этом свидетельствуют результаты опроса ВЦИОМ. Аналитики считают, что услуги сотовой связи окончательно стали «бюджетными» и в дальнейшем дешеветь уже не будут.

В настоящее время мобильные телефоны есть у 66% российских семей. Из них у 40% – по два сотовых телефона, у 26% – один, у 21% семей – три. По четыре аппарата содержат 10%, а в 3% семей более четырех телефонов. Среди тех семей, члены которых оценивают свое материальное положение как плохое или очень плохое, более распространена ситуация с одним (33%) или двумя аппаратами (42%).

«Чем выше уровень образованности респондентов, тем большую сумму они отводят на мобильную связь» При этом 34% семей, пользующихся услугами сотовой связи, расходуют на нее менее 300 рублей в месяц, 33% – от 301 до 500 рублей и 17% – от 501 до 1000 рублей. Только 10% тратят на связь от 1001 до 3000 рублей и еще 1% – свыше 3000 рублей в месяц.

По сравнению с данными прошлого года ситуация практически не изменилась. В августе 2005 года эксперты ROMIR Monitoring установили, что большинство граждан России ежемесячно тратит на оплату услуг сотовой связи не более 300 рублей. Треть «мобильных» соотечественников тратили на оплату услуг сотовой связи не более 200 рублей ежемесячно. В ходе опроса еще 27% респондентов сказали, что расходы на связь составляют от 200 до 300 рублей каждый месяц. 32% опрошенных среди молодежи тратили 200-300 рублей в месяц. Каждый пятый пользователь услуг сотовой связи расходовал в прошлом году от 300 до500 рублей в месяц. Более 500 рублей в месяц на мобильную связь тратили в среднем 16% пользователей.

Специалистами ВЦИОМ установлена закономерность: чем выше уровень образованности респондентов, тем большую сумму они отводят на мобильную связь. Расходы свыше 500 рублей характерны для семей 38% респондентов с высшим и незаконченным высшим образованием – и лишь для семей 6% опрошенных с образованием ниже среднего.

Большинство респондентов – пользователей услуг мобильной связи (63%) считают свои траты на эти услуги незначительной статьей расходов семейного бюджета, но для 31% эти траты вполне существенны. Если среди горожан 25–30% опрошенных оценивают траты на мобильную связь как существенную статью расходов, то среди сельских жителей доля таких ответов в полтора раза выше – 43%. Такие данные получены в итоге всероссийского опроса ВЦИОМ, проведенного 8–9 июля 2006 года. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

В I квартале текущего года средние расходы на сотовую связь одного абонента в России составили 7,5 долларов в месяц. В прошлом году – 8 долларов в месяц. «Это связано с тем, что услуги сотовой связи дешевеют и становятся вполне бюджетными. При этом доходы населения растут», – пояснила газете ВЗГЛЯД ведущий аналитик «Прайм Консалт» Маргарита Зобнина.

Однако если рассматривать соотношение официальных доходов граждан и расходов на сотовую связь, то доля расходов больше по сравнению с европейскими странами. При этом если брать реальные доходы населения, то ситуация приближается к общеевропейской. «В будущем цены на услуги голосовой сотовой связи падать уже не будут, – уверена Маргарита Зобнина. – Им уже некуда падать, иначе их просто невыгодно будет предоставлять».

В связи с отменой платы за входящие звонки расходы абонентов на сотовую связь могут упасть до 40%. Но в среднем сумма затрат на сотовую связь останется неизменной. «Часть расходов будет переложена на абонентов фиксированной связи, которые будут звонить на мобильные телефоны с городских», – напомнила газете ВЗГЛЯД ведущий аналитик «Прайм Консалт».
При этом, по словам Маргариты Зобниной, из общих расходов абонентов только 15% составили расходы на MMS, GPRS и различные контент-услуги. «Это те услуги, за счет которых операторы будут увеличивать свои расходы. Пока они доступны только обладателям новых моделей телефонов. При этом операторы будут стараться «приучить» клиентов ими пользоваться», – уверена Зобнина.

Текст: Эльдар Бадырханов
Впервые опубликовано: «Взгляд»

Фото: ИТАР-ТАСС

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс