Эксперимент

ЭкспериментЛюбопытная с точки зрения политологических теорий путей развития местного самоуправления складывается на севере Прикамья. Два главных города Верхнекамья, едва ли не близнецы-братья, партнёры-конкуренты Березники и Соликамск демонстрируют соревнование систем местного самоуправления и фактически ставят первый в истории Верхнекамья обществоведческий эксперимент

Соликамская городская дума утвердила новую – после выборов главы города – структуру городской администрации. Двумя месяцами раньше новую – после выборов главы города – структуру городской администрации утвердила Березниковская городская дума.

Соликамское местное самоуправление объявило о начале разработки перспективного плана комплексного развития Соликамска. Двумя месяцами раньше о начале стратегического планирования Березников завило березниковское местное самоуправление.

Даже сами выборы новых градоначальников в Березниках и Соликамске и церемонии их официального вступления в должность состоялись с разницей (почти день в день) в два месяца.

По историческим меркам – практически одновременный старт.

ДВОЙНЯШКИ
Вообще, Березники и Соликамск действительно можно назвать если и не близнецами, то братьями – двойняшками. Главная разница – в официально исчисляемом возрасте. Соликамск ведёт отсчёт с XVII века, а в Березниках только энтузиасты-краеведы настаивают на том, что во времена Ивана Грозного Березники уже существовали (такое название действительно встречается в строгановских летописях. И Москва тоже не мегаполисом девять веков назад была), официально возраст Города отсчитывается всё-таки с 1932 года.

Ну, ещё соликамцев насчитывается на каких-то три десятка тысяч человек меньше, чем березниковцев. Зато при Соликамске имеется Соликамский район (численность населения которого как раз компенсирует отставание от Березников), а Березники – город вольный.

В остальном разница между Березниками и Соликамском, вспомним Белинского, гораздо менее значительна, нежели разница между Онегиным и Печориным, нежели расстояние между Онегой и Печорой и уж, естественно, много меньше удаления альфы от омеги.

Например, оба города базируются на Верхнекамском калийном месторождении. А это не только калийные удобрения, но и сырьё для магниевого производства, и Соликамский магниевый завод столь же родственен березниковской Ависме, сколь соликамский «Сильвинит» березниковскому «Уралкалию». Оба города близки к месторождениям нефти. Транспортная инфраструктура практически одна (час езды по железной дороге, сорок минут – по автомобильной трассе... Да за это время Пермь из конца в конец не проедешь!).

ОБЩАЯ РОДИНА - ТЮРЬМА
Впрочем, сходство очевидно не только в сугубо материальных характеристиках промышленного потенциала, но и в социально-психологических характеристиках населения. Причём не только потому что основная часть соликамичей и березниковцев работают на промышленных гигантах, но и по самой истории образования современного соликамско-березниковского населения (и соответственно, менталитета) – «места не столь отдалённые» для Березников и Соликамска вовсе рядом, причём рядом находились ещё во времена Романовых.

Десятки тысяч ссыльнопереселенцев, политзеков, представителей репрессированных народов плюс, естественно, десятки тысяч уголовных преступников. Словом, за десятки лет в Верхнекамье сформировалась если не отдельная нация, то своеобразная конвиксия (общественная группа, объединённая единой исторической судьбой и условиями быта) – точно. Этим опять же очень сходны Березники и Соликамск.

НАПЕРЕГОНКИ
При Советской власти Соликамск и Березники являлись, естественно, партнёрами, после падения Советской власти превратились в конкурентов, отчасти даже и непримиримых – например, прочно вошедшее в журналистский сленг понятие «калийных войн» порождено соперничеством «Уралкалия» и «Сильвинита». В общественном, политическом смысле новейшая история Березников и Соликамска шла параллельными путями, а соперничество до сих пор происходило, пожалуй, только за право называться вторым первым городом Прикамья, столицей Верхнекамья и измерялось в количестве голов забитых березниковцами и соликамичами в ворота губернской администрации. В смысле: сколько раз и когда очередной губернатор Прикамья посетит Березники, а сколько – Соликамск, чьи рекруты займут сколько высших постов в структурах губернской власти и т.п.

Следует заметить, что практически до начала и в начале XXI века Березники в этом соперничестве лидировали, причем независимо от персоналий градоначальников. Березниковский мэр Александр Мошкин создал и возглавил Верхнекамскую ассоциацию органов местного самоуправления, а затем и объединение местных самоуправлений Пермской области. Следующий глава Березников – Игорь Папков ушёл в отставку на пост вице-губернатора, а ныне – вице-премьера Правительства Пермского края. При том, что бывший соликамский мэр Геннадий Тушнолобов тоже становился вице-губернатором Пермской области, но, при всем уважении к нему, заметим, что его политическое влияние в Прикамье немало уменьшилось после поражения Геннадия Игумнова на губернаторских выборах и почти одновременной неудачи самого Геннадия Тушнолобова на выборах мэра Перми.

НОВАЯ ЭПОХА
Весна и лето 2006 года вроде бы вновь продемонстрировали сходство между Березниками и Соликамском. Во главу городов-побратимов – в результате досрочных отставок Игоря Папкова и Михаила Богданова - стали персонажи новые, ранее в политической жизни не слишком и заметные. В Березниках – Андрей Мотовилов, в Соликамске – Сергей Девятков.

Оба победили на всенародных выборах, оба набрали около 70 процентов (Андрей Мотовилов – чуть менее, Сергей Девятков – чуть более) симпатий от числа проголосовавших при почти одинаковой (около 40 процентов) явке избирателей, победив таким образом уже в первом туре. Причем градоначальниками они, как уже было отмечено, стали с разницей в два месяца (Андрей Мотовилов выиграл выборы 24 апреля, Сергей Девятков – 25 июня), почитай одновременно. Сходство, словом, несомненное. Однако это – сходство, а не сродство. Да и сходство на этом, собственно, заканчивается.

ДОРОГИ РАЗНЫЕ НАМ СУЖДЕНЫ
Речь, замечу, совсем не о том, что Андрей Мотовилов выиграл выборы с первого захода, а Сергей Девятков уже неудачно баллотировался (в 2004 году) на пост соликамского мэра. И, конечно уж, не о том, что июньские выборы 2006 года были для Соликамска повторными, после провала попытки избрать градоначальника в апреле – о «росте протестных настроений в Прикамье» и популярности кандидата Юсуфа Абрамовича Противвсеха пусть другие пермские обозреватели щебечут, а Государственная Дума пусть лечит «соликамский синдром» запретом соответствующей графы в избирательных бюллетенях. Интересно не это.

Интересна разница между победителями избирательных кампаний при всём сходстве результатов.

Андрей Мотовилов является, что называется, «согласованным кандидатом», практически все значимые общественные, политические и финансово-промышленные силы Березников поддержали эту кандидатуру, а противодействовал и вовсе никто. Вплоть до того, что главными драматическими эпизодами выборов березниковского градоначальникам стали таинственно появившиеся на стенах некоторых жилых домов граффити по мотивам неподтверждённых слухов о захоронении в калийных шахтах «ядерных отходов» (ответственность за эти надписи приняли на себя пермские анархо-экологисты) и «дерзкие» декларации одного из кандидатов – безвестного для Березников пермяка, без вести в Пермь и вернувшегося после того, как набрал голосов в пределах статистической погрешности.

Сергей Девятков, напротив, был не то, что несогласованным кандидатом, а его противником выступал выдвиженец от «Сильвинита», при этом все остальные, «некалийные» силы и структуры заняли позицию совершенного нейтралитета. В соликамские выборы не вмешивался даже главный конкурент «Сильвинита» - «Уралкалий» (при том, что со стороны «Сильвинита» или отдельных его представителей аналогичные попытки в соответствующий период в Березниках предпринимались).

Таким образом различными оказались уже сами механизмы рождения новых режимов в Березниках и в Соликамске. Словом, соперничество приобрело уже системный характер и получило несомненное право на интерес теоретиков.

ДА ГРАНАТЫ У НЕГО НЕ ТОЙ СИСТЕМЫ!
Любопытным подтверждением этому может служить местная пресса весны и лета 2006 года. Соликамские СМИ честно старались освещать ход тамошних выборов в соответствии со злобой дня, причём выборов собственных, не более того. Березниковские же СМИ уделили немало внимания и собственно теоретическим вопросам – разъяснению березниковцам того, как хорошо, когда градоначальник дружит с промышленными гигантами и как плохо, когда не дружит. Причём в период березниковских выборов за отрицательный пример принимался как раз Соликамск, где, повторю, апрельские выборы не состоялись.

Но более того – теоретические публикации о прелестях дружбы Города и Завода в березниковской прессе продолжались и после убедительной победы Андрея Мотовилова, во время выборов в Соликамске! Едва ли не в помощь (березниковская пресса не имеет ни малейшего влияния на общественное мнение Соликамска) кандидату от конкурирующего с березниковским «Уралкалием» «Сильвинита». На фоне действительно обострения противоборства калийных гигантов (весной и летом 2006 года «Сильвинит» очень серьёзно демпинговал на мировом рынке, нанеся тем самым немалый ущерб «Уралкалию») это выглядит парадоксом. А соперничество Березников и Соликамска в сфере местного самоуправления, соответственно – системным.

ПЕРВЫЕ ШАГИ
Последующие шаги новых градоначальников, кстати, также подтверждают этот тезис. Например, стратегическое – перспективное планирование. Для обоих городов это дело новое, причём, если для Андрея Мотовилова оно (стратегическое планирование) было одним из ключевых пунктов предвыборной программы, то для Сергей Девятков озадачился комплексным планом после беседы с губернатором Прикамья Олегом Чиркуновым.

И если Сергей Девятков создал для разработки комплексного плана своего рода общественный совет из чиновников, представителей бизнеса и общественных организаций, то Андрей Мотовилов учредил в своей администрации специальную должность – заместителя главы города по стратегическим вопросам. Должность эта пока остаётся вакантной, изначально было заявлено, что её займёт, скорее всего, иногородний (из Екатеринбурга или Перми) специалист, разбирающийся в городской стратегии. Словом, «нет пророка в своём отечестве», «любым делом должен заниматься профессионал» - с одной стороны, с другой – «всем миром» и «сами с усами». Системная разница, однако. То, что соликамский план уже был раскритикован губернским правительством, а березниковский – нет (просто не обсуждался), ничего не меняет.

ЧИСЛОМ И УМЕНИЕМ
Кстати, о системе... пардон, структуре городской админстрации. Разница онаружилась и в этом. Андрей Мотовилов увеличил число заместителей главы города с пяти до девяти (в том числе учредив две новые должности – упомянутый уже зам по стратегии и зам по политическим вопросам) и восстановил упразднённую при его предшественнике Игоре Папкове должность первого заместителя. Официально объявленный мотив - более подробное, более конкретное распределение функций между вице-главами улучшит качество управления различными отраслями, а первый зам возьмёт на себя руководство будничной повседневностью и освободит тем самым главу города для решения наиболее важных задач. Фактически – тоже самое, что сейчас происходит на уровне краевой администрации, с созданием Правительства края.

Сергей Девятков, в свою очередь, сократил число замов с семи до пяти (произошло, естественно, и перераспределение функций), правда добавил к числу структурных подразделений новый отдел (не управление! Почувствуйте разницу) – по внедрению социальных программ. Этот отдел должен заниматься привлечением в Соликамск дополнительных инвестиций через участие в региональных и федеральных программах (читай: отдел внешнеэкономических связей. Такой некогда существовал, кстати, и в Березниках...). Неофициально объявленный мотив – сокращение бюрократического аппарата. Есть, однако, и другое толкование – отсутствие у Сергея Девяткова достаточного резерва претендентов на топ-менеджерские должности в соликамской администрации.

Впрочем, кадровый голод, дефицит специалистов в муниципальном (и не только) управлении – вопрос всероссийского масштаба и требует отдельного разговора. Мы лишь отметили весьма интересный факт – разницы системного подхода в развитии местного самоуправления между Березниками и Соликамском. Что ж, Верхнекамье ставит обществоведческий эксперимент. Место в учебниках краевой политологии ему уже гарантировано. Будем следить за ходом эксперимента.

P.S. А может сперва следовало опыт на мышах поставить? Шутка.

Текст: Андрей Шельга
Публикуется впервые

Фото: Алексей Мякишев

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса