Двухпартийный футбол

Двухпартийный футболВ данной рубрике публикуются свободные мнения на свободные темы. Тексты подвергаются минимальной литературной правке. Мнение «Иной газеты» может совпадать с мнением авторов текстов. «Иная газета» оставляет за собой право на комментарий.

Как раньше писали в газете «Правда», я с интересом прочел в «Новом компаньоне» заметку «Бывших правых отцентровали» (№30 от 22 августа 2006 года). Особенно запомнилась первая мысль, что сближение единороссов с правыми сегодня не считают возможным ни те, ни другие. Вероятно, речь идет о сотрудничестве двух политических партий — «Единой России» и «Союза правых сил», а не «Единой России» с правыми вообще. Потому что в течении 2006 года было принято достаточно законов весьма правого толка, внесенных правительством. Внутри «Единой России» правых предостаточно (трудно представить себе богатых людей, искренне разделяющих левые взгляды), а региональный политсовет «партии власти» проголосовал за губернатора в качестве №1 в своих списках — уж куда правее! Однако это еще не все.

В условиях прогнозируемой экономической стабильности, обеспеченной понятно чем, в нашей стране выстраиваемая сегодня двухпартийная система вполне может удержаться надолго. А именно «левизна» первых автоматически делает правыми вторых. И я не исключаю, что появятся члены партии «Единая Россия», которые могут перейти в левый центр. Сложно представить, что кто-то перейдет в СПС, но очевидно, что правые будут сближаться с «Единой Россией».

Те, кто сегодня критикуют нарождающийся формат «Единая Россия» — Партия жизни («Родина» и т. п.), в своей критике уходят от формальных признаков, определяющих двухпартийную систему. Они критикуют ее по признакам содержательным — и допускают серьезную ошибку. Давайте для примера возьмем другую любимую игру миллионов россиян — футбол.

По содержательным признакам футбол — это игра настоящих мужчин, смелых и принципиальных. Футбол — это битва характеров и воля к победе. Футбол — это fair play. Футбол — это мастерство исполнителей и благодарность зрителей.

Конечно, ничего этого в российском футболе нет. Ну, скажем нет в том объеме, как в кино про Льва Яшина. Но это не значит, что нет футбола. Просто надо четко понимать, что это за игра.

Я не заглядывал в словарь или в энциклопедию, но думаю, что по формальным признакам футбол определяется как спортивное состязание, проходящее на газоне определенных размеров между двумя командами, состоящими из 10-ти полевых игроков и вратаря. Победитель соревнования определяется по наибольшему количеству мячей, забитых командами в ворота соперника за два отрезка времени продолжительностью 45 минут каждый. Состязания проходят по определенным правилам, соблюдение которых осуществляет судейская бригада в составе одного судьи в поле, двух арбитров на боковой бровке, двух помощников возле скамейки запасных каждой команды, и, если я ничего не путаю, еще там появились те, кто смотрят в мониторы, но не в этом суть. Суть в том, что не наши представления определяют, что такое футбол, а четко описанный формат этой игры. А за соблюдение правил отвечают не футболисты, как бы нам этого ни хотелось, а судьи.

Так вот, похоже, что у нас появилось недостающее звено в формализации двухпартийной системы — судьи. Понятно, что всем хотелось бы, чтобы в качестве судей выступала третья ветвь власти. Но у нас она не отвечает большинству формальных признаков и потому таковой вообще не является (по моей логике, конечно). Поэтому в роли судьи у нас выступает Кремль. И вот, вроде, Кремль говорит нам: «Начинаем игру. Есть две команды. Игру между этими двумя командами обещаю судить честно. Я вроде и раньше судил честно, но теперь — честнее честного. Начинайте бороться за законодательную власть».

И неважно, что до этого момента можно было кричать, что у нас многопартийная система. Всем было понятно, насколько однопартийная это многопартийность. Когда «судья» не признает другие партии, то они и не играют, то есть реально за власть не борются. А чтобы признавать тех, которые и сами не играют, приходится делать над собой усилие.

Для нас исторически важно установление формальных признаков двухпартийной системы: наличие двух партий, согласных играть в одну «игру», и «судьи», объявившего начало этой «игры». Постепенно появится и содержание. Постепенно «команда», привыкшая безраздельно рассчитывать на лучших «игроков», на богатейших спонсоров, на решения «судьи» исключительно в свою пользу, начнет вникать в суть «игры». А «команда», которая сегодня в большей степени может рассчитывать на симпатии «болельщиков» только в силу того, что вообще решилась «выйти на поле», начнет искать и другие пути к успеху. Постепенно и неизбежно партии займут разные вопросы по ключевым вопросам развития страны, начнут критиковать друг друга, искать компромат на лидеров партии-соперницы, строить козни, взывать к общественному мнению, свободе слова, чувству патриотизма и голосу разума. В общем все, как в случае с Моникой Левински, призидентом-демократом и прокурором-республиканцем или наоборот.

Соревновательность процесса, обеспеченная максимально объективным судейством, и есть единственный путь к прогрессу нашей политической системы. На мой, разумеется, взгляд. Тогда партии начнут понимать, в чем их отличие друг от друга, появится идеология, будут решать, как лучше играть — «через центр» или «через фланги», нарушать «правила» или нет, каких лучше подбирать ключевых «игроков». Начнут торговаться с яркими представителями мелких партий. Более того, партии начнут платить «игрокам», чтобы те согласились войти в их список, а не наоборот. Начнут не только заигрывать с населением нашей страны, идя на поводу у его иждивенческих представлений, а доказывать своим согражданам, в чем будущее нашей страны: в бесконечном патернализме со стороны государства или все-таки в значимости и ответственности каждого.

Активная часть населения страны, к которой я, может быть, очень дерзко отношу и себя, составляющая, вероятно, не более 5-10%, сегодня — заложник стремления именно «судейской бригады» к развитию двухпартийной политической системы. Так дело пойдет — и третью власть наделят недостающими формальными признаками, и тогда на «судейскую бригаду» можно будет подать в настоящий суд.

И не надо мне говорить, что деление олигархически-бюрократической элиты страны на две партии — это неестественный процесс для становления двухпартийной системы. Еще какой естественный! Неестественно, что у нас исполнители главнее законодателей, но это и есть «особенности национального монархизма». Только в нашей стране возможно, что левый по менталитету электорат безраздельно влюблен в президента, проводящего правый курс. Возможно, это обеспечено бешеными прибылями с двух труб, а возможно — православной традицией любить президента.

Процессы становления двухпартийной системы во всех цивилизованных странах разные, достаточно почитать учебники истории. Процессы разные, результат один. Только без этого результата и не бывает цивилизованного общества, в моем, конечно, понимании. А в китайской модели экономического подъема я бы жить не хотел. В СССР тоже были периоды небывалого экономического подъема, цена которого хорошо известна. Поэтому пусть Партия жизни + «Родина» + Партия пенсионеров будут придерживаться еще более левых лозунгов, чем «Единая Россия»— лишь бы в нашей стране наряду с конкуренцией экономической установилась конкуренция политическая. А «Единая Россия», которая сегодня поддерживает курс Кремля на развитие рыночных механизмов, последовательное укрепление института частной собственности, вполне способна эффективно сыграть еще и на правом фланге и получить наши 5-10%, а в Пермском крае, похоже, и больше. Кстати, наличие политической конкуренции — тоже из разряда правых лозунгов.

P. S. Конечно, нельзя не понимать, что все мы вместе взятые— заложники своего народа, который в подавляющем большинстве не хочет ничего делать, не желает нести ответственность, работать по 12 часов в сутки, следить за своим здоровьем, вести собственное хозяйство, призывать власть выполнять свои профессиональные обязанности. Этому бы народу, конечно, лучше ныть и гундосить, верить в царей и их обещания да лучше всех разбираться в футболе, понятия не имея, что это такое на самом деле. Но что-то вселяет в меня уверенность, что рядом с нами каждый год появляется все больше представителей среднего класса, для которого слова «свобода» и «ответственность» не существуют друг без друга. Именно он станет со временем основой для реальной двухпартийной системы. Или, может, я в университете сказок по зарубежной истории начитался?

Текст: Ямур Гильмутдинов
Впервые опубликовано: > “Новый Компаньон”

Фото: пресс-служба березниковской организации партии «Единая Россия»

Трибуна свободна

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса