Охрана для картонного гаишника

Охрана для картонного гаишникаС каждым годом в Березниках растет число автомобилистов. Личным автотранспортным средством сегодня управляет каждый шестой березниковец. На вопросы березниковцев и журналиста ответил начальник ГИБДД УВД г. Березники подполковник милиции Валерий Иванович Сосновский.

- Валерий Иванович, как Вы можете охарактеризовать ситуацию, сложившуюся сегодня на дорогах города?
- Условно я бы поставил оценку «удовлетворительно». По мере сил и возможностей мы сдерживаем тот хаос, который творится не только на дорогах нашего города, но и по всей России. За девять месяцев текущего года количество аварий и число пострадавших в них людей несколько снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Судите сами: в 2005 году в Березниках произошло 109 аварий, в которых получили ранения 139 человек, погибли два ребенка. В 2006 году в Березниках было 98 аварий, в которых пострадали 108 человек.
Если сравнивать Березники с другими городами Пермского края, то по количеству аварий, раненых и погибших в них мы входим в первую десятку. И это при том, что после Перми Березники - самый крупный город в области.
На сегодняшний день в Березниках зарегистрировано более 31 тысячи автомобилей, из них порядка 26 тысяч — в личном пользовании и более 5,5 тысяч автомобилей числятся за юридическими лицами. Только в течение 2006 года на учет в березниковской ГИБДД поставили 5 тысяч автомобилей. Примерно столько же автомобилей мы поставили на учет в прошлом году.

- Назовите, пожалуйста, наиболее типичные нарушения правил дорожного движения в Березниках в 2006 году.
- Я бы назвал три основных нарушения, из-за которых совершаются дорожно-транспортные происшествия. Это управление транспортным средством в состоянии опьянения (причем, не только алкогольного, но и наркотического); превышение скорости, а также выезд на полосу встречного движения. Среди причин ДТП они всегда стоят на первых местах, но по-другому тут просто не может быть.
Поясню на примере: если человек не пристегнут ремнем безопасности, то это глобально не влияет на ситуацию на дороге. Это может повлиять лишь на тяжесть последствий в случае, если произойдет авария. А вот пьяный водитель создает угрозу не только для себя самого, но и для жизни и здоровья окружающих. Перечисленные мною нарушения лидируют по всей России. Не случайно правительство сейчас уделяет этим вопросам особое внимание.
В настоящее время набирает обороты федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». В целом по России на реализацию этой программы правительство намерено выделить порядка 52 миллиардов рублей. Ожидается, что благодаря этой программе к 2012 году количество погибших на дорогах страны удастся снизить в полтора раза. На основе федеральной программы уже разработана и региональная целевая программа, которая предусматривает большой комплекс работ. К примеру, на трассе Березники-Соликамск планируется разделить транспортные потоки, чтобы пресекать выезд на полосу встречного движения. Это можно сделать либо с помощью «островка безопасности», либо с помощью каких-либо ограждений.

- Если сравнивать сегодняшнюю ситуацию на березниковских дорогах с той, что была в городе 10-15 лет назад, изменилось ли что-нибудь? Если да, то назовите положительные и отрицательные, на Ваш взгляд, изменения?
- Я бы вообще не стал проводить такие аналогии. Пятнадцать лет назад на березниковских дорогах машин было почти в два раза меньше, а дороги, какими были тридцать лет назад, такими и остались. Сейчас магистрали просто не справляются с потоком автотранспорта.
Но самое главное-это культура поведения пешеходов и водителей. В стране снизился общий уровень культуры. Пятнадцать лет назад мы и представить не могли, что кто-то начнет грабить садовые домики или срезать кабель со столбов, чтобы сдать в металлолом. В таких условиях не приходится говорить о высокой культуре участников дорожного движения. Сравните: за 9 месяцев нынешнего года за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения задержаны 444 водителя, а в прошлом году таких было 363 человека. На 90 человек увеличилось число задержанных за управление транспортным средством без водительских прав. При этом законодательная база настолько несовершенна, что по некоторым позициям мы вообще не можем наказать нарушителя.

- В Госдуму внесен проект поправок Кодекса РФ об административных правонарушениях, в основе которого лежат радикальные меры борьбы с нарушителями ПДД. Как Вы считаете, изменят ли суровые меры наказания ситуацию на дорогах в лучшую сторону и почему?
- Всё будет зависеть от того, какие именно поправки будут приняты. Я предложил бы обязательно вернуться к начислению баллов за нарушения. Имея 25-летний опыт работы в ГАИ, смело могу утверждать, что в свое время балльная система была замечательным сдерживающим фактором для нарушителей правил дорожного движения. Сейчас за некоторыми водителями числится по сто нарушений в год. Для бизнесмена ничего не стоит заплатить 50 или 100 рублей за штраф, для него это просто не деньги. Против таких водителей нужны другие меры. Говорят, что волка ноги кормят, а многих наших коммерсантов кормит машина. Вот если коммерсанта лишить автомобиля, то его бизнес может серьезно пострадать. Тогда он лишний раз задумается, прежде чем пойти на нарушение.
Кроме того, я предложил бы ужесточить ответственность за управление автомобилем в состоянии опьянения. Вплоть до конфискации транспортного средства. К примеру, недавно мы отправляли в суд дело на одного водителя, который за последние семь месяцев уже пятый раз попадается нетрезвым за рулем. Если у человека серьезные проблемы с алкоголем, его вообще нужно лишать возможности управлять автомобилем. Думаю, что за многократное задержание водителя, управляющего автомобилем в нетрезвом состоянии, его нужно привлекать к уголовной ответственности. В том числе-с конфискацией транспортного средства для дальнейшей реализации с торгов, а деньги направлять в доход государства.

- Валерий Иванович, вы уже сказали о программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Ранее в СМИ была опубликована информация, что в рамках этой программы должны измениться правила приема экзаменов на допуск граждан к вождению автомобиля. Согласно проекта, экзамены будут принимать специальные комиссии в состав которых войдут представители ГИБДД, страховых компаний, занимающихся ОСАГО, а также представители транспортной организации, муниципалитета и общественности. В Березниках уже есть такая практика?
- Никаких изменений в этом вопросе нет, мы принимаем экзамены по-старому. В то же время я буду только рад, если действительно в городе введут такую практику. По–моему, чем больше народу принимает экзамен, тем качественнее и объективнее будет оценка. Правда, не представляю, как может быть организована работа таких комиссий. Судите сами: ежедневно в ГИБДД экзамены на вождение сдают по 50-60 человек. К ним присоединяются те, кто приходит на пересдачу, а ведь некоторые пересдают экзамены по 5-6 раз. Вообще, я бы ужесточил правила приема экзаменов на допуск к вождению автомобиля. В настоящее время в этом вопросе мы вернулись лет на сорок назад и принимаем экзамены на листочках бумаги. А ведь лет двадцать тому назад у нас был хороший опыт, когда на теоретических экзаменах по ПДД использовались специальные автоматы «Вятка». Что может быть объективней, чем оценка беспристрастной машины? Сегодня только в пермских автошколах слушатели сдают экзамены на компьютере. Мы планируем перенять опыт пермяков и ввести эту практику в нашем городе.

- В одном из интервью вы перечислили наиболее опасные участки дорог в Березниках. Что предпринимают в ГИБДД для снижения аварийности на этих участках?
- Действительно, в городе есть проблемные участки дорог, где совершается наибольшее число дорожно-транспортных происшествий. В прошлом году для снижения аварийности был оборудован противоскоростной вал на улице Пятилетки напротив магазина «Василек», в этом году – возле остановки «Уралкалий». К сожалению, мы ограничены в средствах. Установка противоскоростного вала обходится в 40-50 тысяч рублей. Но эта сумма кажется небольшой по сравнению с пользой, которую приносит «лежачий полицейский». Недавно я встречался с мэром и нашел полное понимание по этому вопросу. Только благодаря поддержке главы города в ближайшее время «лежачий полицейский» появится и на улице Юбилейной- возле магазина «НормаН».

- Но ведь есть и другие способы. Например, усилить патрулирование улиц или использовать так называемых «картонных полицейских». Как насчет этих мер?
- Всё зависит от культуры поведения на дорогах. Можно выставить инспектора возле каждого дорожного знака, но этот никак не улучшит ситуацию, если уровень культуры участников дорожного движения останется низким. Что касается «картонных полицейских», то на сегодняшний день эта меря является убыточной и неэффективной. Макет быстро изнашивается, при этом его стоимость составляет около 5 тысяч рублей. С ними есть и дополнительная проблема: в Березниках картонного инспектора нужно охранять, иначе его просто украдут. Смысл в их установке теряется.

- Нередки случаи, когда правила дорожного движения нарушают водители муниципального общественного транспорта: не пропускают пешеходов, выезжают на пешеходные дорожки, словно уверены в своей безнаказанности. Создается впечатление, что у инспекторов ГИБДД на их счет есть другие правила и инструкции. Как вы можете прокомментировать эту ситуацию?
- Это заблуждение. Водителей общественного транспорта мы наказываем наравне со всеми. Специфика в том, что, зафиксировав нарушение ПДД, допущенное водителем троллейбуса или автобуса, инспектор составляет протокол только на конечной остановке маршрута. Это делается для удобства пассажиров, чтобы не задерживать их в пути. Поэтому данная работа остается незамеченной для большинства горожан.

- Березниковские водители уже успели оценить преимущества новых светодиодных светофоров. Будет ли продолжена в нашем городе замена устаревших светофоров на современные?
- В конце сентября начнет работать новый светофор на перекрестке улиц Пятилетки и 30 лет Победы. Светодиодные светофоры удобны не только тем, что их яркий свет виден издалека в любую погогду. Они менее затратны в обслуживании. К примеру, каждую неделю на ремонт старых светофоров уходит по 2-3 коробки лампочек. В современном светофоре на каждой линзе имеются 10 тысяч светодиодов, поэтому светофор продолжает работать, даже если перегорит половина диодов.
Вот только стоит такой светофор около 700 тысяч рублей. Если учесть, что в Березниках всего 36 светофорных объектов, становится понятно, что в ближайшее время мы не сможем заменить все устаревшие светофоры города на светодиодные. В 2007 году на березниковских улицах появятся как минимум два современных светофорных объекта.

- Спасибо, что согласились ответить на вопросы. Какими будут Ваши пожелания для читателей?
- У меня одно пожелание: будьте взаимовежливы!

Текст: Мария Мазунина
Впервые опубликовано: «Новая газета-1»
Фото: «Новая газета-1»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс