Деревенский Герострат
Первую ночь в Усолье моя близкая подруга, переехавшая сюда из Березников, уже пять лет вспоминает как страшный сон. Ранним июньским утром жители домов, находящихся близ улицы Ушакова, проснулись от криков: "Пожар, пожар!.." Татьяна рассказывала, как барабанные перепонки надрывал треск сухой древесины, как в висках стучало от прилива крови. Такого страха она не испытывала никогда! "Зачем, зачем мы прихали сюда?! Зачем мне этот деревянный дом, который может вспыхнуть, как спичка?!"– кричала ее душа.
Арестовали, но вину не доказали
По улице с ревом неслись пожарные и аварийные машины, с криками бежали люди... Неожиданно эту сумасшедшую какофонию прервал мощный резкий хлопок. В доме взорвался газовый баллон! Даже ее мужу, бывшему пожарному, стало жутко. Дом тушили до самого утра. Его хозяйка, одинокая старушка, осталась жива благодаря соседу из дома напротив, жена которого до сих пор с ужасом вспоминает, как бабу Соню (так звали хозяйку дома) выводили из ступора, чтобы вытащить из горящего дома через окно.
Этот пожар случился летом 2001 года, тогда Татьяна впервые и услышала фамилию Шушпанов, а также пугающую историю о том, что он уже поджигал дома и грозился сжечь всю улицу Пушкина. На следующий день после пожара Сергея Шушпанова взяли под стражу, но доказать его вину не смогли, и вскоре он оказался на свободе.
– Доказать поджигательство очень сложно,– утверждает заместитель главного прокурора Усольского района Вадим Расторгуев. – В делах о поджогах всегда очень низкий процент раскрываемости, ведь они, как правило, совершаются без свидетелей, носят латентный характер.
Соседи Шушпанова утверждают, что на его совести пять поджогов, за три из которых он понес наказание в 1999, 2003 и 2006 годах. Причем летом 2003 года поджег собственный дом, оставив без крова двоих сыновей-школьников, жену и престарелую мать. Однако постановлением Кизеловского городского суда был условно досрочно освобежден: при сроке 3 года и 6 месяцев ему скостили 1 год 9 месяцев и 24 дня (кстати, условно освобожден он был и в первый раз). Весть о втором освобождении Шушпанова взбудоражила жителей Усолья. Кому не страшно в одночасье оказаться без крова?
Марина Шумкова, проживающая недалеко от серийного поджигателя:
– Вор придет, все из дома унесет, но стены оставит, а пожар нагрянет – ничего не останется. Счастье, если люди не пострадают. Мои соседи, да и мы, всю жизнь свою в эти дома вложили: столько редств и сил потратили! И лишиться всего из-за кого-то – это страшно!
Жители Усолья считают, что этот человек может поджечь даже за вскользь оброненное слово. В Усолье ходили слухи, что Шушпанов пироман и психически нездоровый человек, что его пора изолировать от общества. Но судебно-психиатрическая экспертиза, проведенная в областном психиатрическом диспансере, показала, что Шушпанов вменяем, осознает свои поступки и руководит собственными действиями.
После второй отсидки (за поджег собственного дома) жена не приняла его, и он жил в уцелевшей баньке на своем участке.
Окурком дом не поджечь
12 октября 2005 года он изрядно выпил, но захотелось еще. Пошел к соседу, который жил через огород. Но у соседа спиртного не оказалось... и к утру он остался без дома. В этот же день Шушпанова взяли под стражу.
– Свою вину он, конечно, отрицал, и вообще не признавался до самого конца, утверждал, что явку с повинной написал под давлением сотрудников милиции, – рассказывает Вадим Расторгуев. – Говорил, что поджога не совершал, просто бросил к дому окурок. Дело было передано в суд 15 февраля 2006 года. Заседание назначено на 13 марта, а уже 15 марта был вынесен приговор Усольского районного суда, по которому Шушпанов Сергей Семенович был признан виновным. Но он подал кассационную жалобу, считая, что приговор незаконен, что обвинением предоставлено недостаточно доказательств и его вины на самом деле нет. Областной суд отменил приговор и отправил дело на новое судебное расследование, в ходе которого было принято решение о назначении пожарно-технической экспертизы. Экспертиза показала, что вероятная причина возгорания дома – поджог. Это было и моей версией как государственного обвинителя. Окурком дом не поджечь, для возгорания нужны благоприятные условия. Доказано, что был источник открытого пламени с внешней стороны здания с применением либо легковоспламеняющегося материала, либо жидкости (бензин, керосин). Дом сгорел очень быстро.
Потерпевший Николай Б. рассказывал на суде, что вечером 12 октября 2005 года он приехал в свой дом уставший и быстро уснул. Проснулся около четырех утра, выключил телевизор и снова заснул. Через полчаса почувствовал запах гари, услышал треск и понял, что дом горит! Николай выскочил в окно. К дому уже бежал Шушпанов. "Но из своей баньки он не мог увидеть, что мой дом горит", – размышлял Николай и решил, что дом поджег Шушпанов, ведь вечером соседи немного повздорили. Да еще в 2003 году Николай проходил свидетелем по делу поджигателя.
– Не берусь утверждать, что мы смогли бы доказать вину Шушпанова, – говорит Расторгуев, – если бы пострадавший не нашел свидетелей происшествия. Во время загорания мимо дома проходил парень, гулявший со своей девушкой, который видел Шушпанова, сидящего на корточках на расстоянии двух метров от места загорания. Видел его и сосед, живущий через дом от погорельца. Следственная группа при осмотре места пожара возле угла дома обнаружила дорожку следов крови, которая вела в сторону дома Шушпанова. На большом пальце левой руки у него был обнаружен ожог. Но все равно поджигатель свою вину отрицал, а на суде вел себя безобразно, стараясь сбить с толку свидетелей, в общем, делал все, чтобы уйти от наказания.
Четыре с половиной года за решеткой
Шушпанов был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 167 УК РФ. 19 сентября 2006 года ему было назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года и 6 месяцев. По совокупности приговоров присоединено частично неотбытое наказание по приговору Усольского суда от 18 декабря 2003 года и назначено окончательное наказание в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в колонии строго режима. Кассационная жалоба на сегодняшний день еще не рассмотрена.
– Надеюсь, что жалобу Шушпанова суд не удовлетворит, – говорит Расторгуев. – Это человек опасный для общества. Жаль, что за такое преступление по закону больше пяти лет не дают. Очень надеюсь, что он не выйдет на свободу раньше срока. Меня вообще возмущает, что государство тратит столько денег, для того чтобы найти и наказать преступника, а наши же коллеги из структуры МВД делают все, чтобы сократить сроки наказания.
Если кассационная жалоба останется без удовлетворения, усольчанам можно будет спать спокойно до 2011 года. Хотя соседи уже сейчас умоляют жену Шушпанова продать земельный участок, чтобы он после освобождения не жил на этой улице. И еще говорят, что с октября прошлого года, со времени когда усольский поджигатель был взят под стражу, в Орле не произошло ни одного умышленного поджога.
Текст: Маргарита Реутова
Впервые опубликовано: «Березники Вечерние»
Фото: Владимир Жуйков
+ Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
Читайте сегодня
- Пермяк добился ремонта своего дома через суд
- Более 5 тысяч пенсионеров Пермского края получат компенсацию взносов на капитальный ремонт.
- Сергей Будалин присвоил 2 миллиона рублей честных и ответственных березниковцев.
- В эти выходные состоится традиционная Строгановская регата
- Дом разваливается, а управляющая компания слилась из города
- Лето в городе: активный отдых в "Снежинке"
- Внимание: в Березниках планируется отключение воды на сутки
- Скоропостижно скончался атаман Марамыгин