Хоббиты и толкины – не одно и то же?

Хоббиты и толкины – не одно и то же?«А хоббиты и толкины – это разве не одно и то же?» – это был самый курьёзный вопрос о творчестве Толкина, который мне доводилось слышать. Его задала мне однокурсница, прочитав одну из очень-очень правдивых статей о ролевом движении. Она так и не поняла, почему я смеюсь.

Цель моего доклада - показать, как выглядит ролевое движение с точки зрения тех, кто ничего о нём не знает или знает слишком мало, чтобы составить более-менее соответствующее действительности мнение. В принципе, тема эта мало кому из играющих неизвестна.

Момент превращения из «цивила» в «игровика» для каждого из нас выглядел по-своему. Кого-то привели друзья, кто-то сам преодолел застенчивость и решился подойти к «вот этим странным ребятам» и познакомиться, кто-то целенаправленно искал возможности присоединиться к славному братству играющих. Но вот свершилось - первые тренировки, первый рюкзак, первая команда, первая игрушка, первые радости и разочарования... Всё отшумело, стало обычным стилем жизни.

Теперь, планируя каникулы или отпуск, не спеша обдумываем, куда бы выехать, кого бы сыграть, прикиды покупаем так же спокойно, как обычную одежду, а слова «комары», «сгущёнка», «мастер», «полигон» и прочие тому подобные приобретают для нас значения, непосвящённому непонятные, и вызывают воспоминания сугубо личные (а также сугубо личные мимику и жесты, заставляющие окружающих сомневаться в нашей вменяемости). Если это про вас, поздравляю. Вы попали. В смысле, включились. И теперь проблемы, связанные с этим обстоятельством, тоже ваши. Откуда они проистекают? Вам это на первых порах незаметно, но новая грань вашей жизни накладывает свой отпечаток и на все остальные - примерно так же, как студенческие годы не проходят бесследно ни для кого. Но если студенты - это братия шумная, лёгкая на подъём, бесшабашная, однако обществу понятная и знакомая, то игровики - не факт.

В рамках исследования ролевого движения как субкультуры нами (соавторы - Е. Лесниченко, Ю. Соловьёва) были, кроме всего прочего, сформулированы некоторые стереотипы, существующие в обществе относительно ролевого движения. Под стереотипами будут в дальнейшем пониматься устойчивые представления в сознании именно посторонних людей. Сразу оговорюсь, что исследование было не количественное, а качественное, поэтому я буду говорить только о наличии стереотипа, а не о его распространённости. Кроме того, факт существования какого-то стереотипа не означает, что он одинаково влияет на всех нас - и тех, кто играет, и тех, кто смотрит со стороны.

Возьму на себя смелость предположить, что чем старше игрок, тем меньше влияние стереотипа на его отношения с обществом. Это не подтверждено никакими исследованиями, но вполне логично: с возрастом человека начинают воспринимать с точки зрения его достижений, а не задатков, которые важно развить (и не портить никакими глупостями), его зависимость от окружающих снижается, его слово становится более весомым и т.д. Здесь уже мнение о нём формируется скорее за счёт его положения в обществе, чем за счёт его досуга. Подростки же в понимании многих людей делятся на тех, кто учится и занимается полезными делами, и тех, кто «гуляет в плохой компании». Кроме того, далеко не все люди подвержены стереотипам, и не все, кто играет в РИ, одинаково включены в ролевое движение, что тоже надо учитывать. Поэтому то, о чём я буду говорить - схема, не более; к тому же, схема эта, скорее всего, вам уже известна, я просто попыталась показать её в доступной всем форме. Возможно, вы увидите что-то новое.

Не желая никого мучить научными терминами, я немного подкорректировала нашу классификацию и заменила большую часть терминов сравнениями. Каждому стереотипу было присвоено своё шуточное название, кроме того, в каждом стереотипе выделяется три аспекта - «правда», «полуправда» и «неправда». «Правда» - это то, что действительно, хоть и с натяжкой, можно признать тем огнём, от которого, собственно, дым. «Полуправда» - это описание того, что и должно в сознании нормального человека вызывать подобные ассоциации. «Неправда» - это то, благодаря чему стереотип - это именно стереотип, представление, а не действительная характеристика.

Итак:

1. «ОЙ, БАБОНЬКИ, БЕЛОЕ БРАТСТВО ПОШЛО!»
Один из самых распространенных стереотипов заключается в том, что религии отыгрываемых народов воспринимаются группой как свои собственные (многие называют представителей группы «язычниками», «сектантами», и т.д.).

Правда: Вообще-то с точки зрения большинства религий отыгрыш культовых действий - это надругательство над верой других людей. Другое дело, что в тех же кинофильмах это делалось уже столько раз, что валить всё на ролевые игры - не более чем жест, да и то запоздалый. С другой стороны, все, должно быть, замечали, что на играх в определённые моменты действительно такое бывает. Пока игра идёт, ощущаешь себя в какой-то мере своим персонажем, а значит, и его вера на какое-то время становится твоей верой. Искренней.

Полуправда: Ну представьте сами. Идёте вы гулять, никого не трогаете, а тут на полутёмной поляне видите, скажем, девушек в тёмном со свечками и чудака, заносящего кинжал над несчастной жертвой. Успеете вы понять, что кинжал деревянный, а в трёх метрах ненавязчиво притаился оператор с камерой? А кроме того, не повезло нам. Небезызвестные «белые братья» тоже носят красивые хайратники.

Неправда: Судя по тому, что менять вероисповедания, как перчатки, у нас всё-таки не принято... Заигрываемся, бывает, но не до такой же степени!

2. «ТЫ ВОТ ВСЁ МЕЧОМ МАШЕШЬ, А НАДО ДЕЛОМ ЗАНИМАТЬСЯ!»
Стереотип очень распространен среди родственников участников и вообще старшего поколения. Они полагают, что такое времяпрепровождение становится основным для молодого человека, вытесняя учебу, работу и отношения с семьей.

Правда: Лично мне легко представить студента или школьника, прогуливающего занятия, легко представить работника, радующегося нежданному отгулу, но вот представить игрока, прогуливающего игру - сложно. И вопль: «Ура, ребята, мастера не приехали! Игры не будет!» - тоже. Так что признаемся сами себе, что на игры мы, в большинстве своём, рвёмся куда больше, чем на работу или на занятия. Другое дело, что игры как-никак бывают реже пар, так что это простительно.

Полуправда: Когда чадо начинает часами обсуждать по телефону доспехи, обряды, прикиды и прочие ругательства, заводит толпу патлатых странноватых друзей и ездит непонятно зачем непонятно куда, это, согласитесь, настораживает.

Правда: Предлагаю желающим провести своё мини-исследование. Во время поездки на следующую игру в компании повернитесь к соседу слева и спросите его, кто он по профессии. Потом то же самое проделайте с соседом справа - или наоборот. Потом задайте тот же вопрос соседу соседа - и так далее. Палитра профессий будет, скорее всего, впечатляющей. От профессора технического ВУЗа до рабочего завода или стройки.

3. «ЭТО ВСЕ ПРОКЛЯТАЯ АМЕРИКА!»
Ещё один стереотип связан с тем, что многие считают ролевые игры неким слепым подражанием западным образцам и ещё одним способом восприятия современной западной системы ценностей через отыгрывание произведений западных авторов.

Правда: В принципе, говорить, что славянская и европейская тематики на играх одинаково распространены - кривить душой. О том, хорошо это или плохо, речь в данной работе не идёт - да и вряд ли можно обозначать такой процесс категориями добра и зла.

Полуправда: А с кем прежде всего ассоциируется игровик у тех, кто мало знаком с РИ? Конечно, с парнем в латах средневекового европейского рыцаря.

Неправда: это явление характерно не только для ролевых игр. На каких книгах мы выросли? «Три мушкетёра», «Айвенго», «Баллады о Робин Гуде», «Властелин Колец» и другие не менее замечательные книги - именно атрибуты воспетого ими романтизированного Средневековья стали зачастую нарицательными для некоего идеального образа романтики как явления и состояния души («с гитарой и шпагой», «не робингудствуй», «её рыцарь» и т.д.). Но ведь есть и другие игры - хотя бы по той же Киевской Руси - и их тоже немало. А кроме того, западноевропейское Средневековье и современные западные ценности - это понятия совершенно разные.

4. «ОТДЫХ? С ТАКИМИ УСИЛИЯМИ? НЕ-Е!»
На студенческой конференции вполне культурно развитая преподавательница осведомилась: «Как же это может считаться отдыхом, если на него тратится такое количество времени и сил? Это же почти работа! К тому же бесплатная».

Правда: А ведь правда! Мы тратим на любимое занятие деньги, время и душевные силы в довольно приличных объёмах. А потом выезжаем в какой-нибудь нетронутый цивилизацией уголок и там, вместо того, чтобы три дня предаваться созерцанию природы, бегаем по этой самой природе, как угорелые. Если есть речка или море - то сколько раз за игру у нас есть возможность искупаться? Если есть время на сон и еду - то как его много?

Полуправда: Дело в том, что в таком обществе, как наше, темп жизни, загруженность очень сильно упрощают такого рода потребности, поэтому о необычном отдыхе даже мечтает мало кто. Обычно это просто лежание перед телевизором с газетой и наушниками плеера, в лучшем случае, когда есть деньги - недорогой или модный курорт. Людям просто сложно представить, что беготня по лесу до умопомрачения, когда и поспать-то не всегда есть возможность, не говоря уж про еду, и огромная работа по подготовке этой беготни тоже может считаться отдыхом.

Неправда: Не игравшему не объяснишь, игравшему не нужно объяснений.

5. «ДА ЗНАЮ Я ИХ ИГРЫ! ПЬЯНСТВО И РАЗВРАТ – ВОТ ЧТО ЭТО ТАКОЕ!»
Странно, но факт: многие люди в возрасте совершенно твёрдо уверены, что в лес можно ехать только затем, чтобы там напиться до свинского состояния (как вариант - укуриться и наколоться) и заняться развратом, а всякие там доспехи-прикиды и прочие излишества - это только прикрытие.

Правда: Ну не будем же мы утверждать, будто на играх никто не пьёт и во всякие «порочащие связи» не вступает!

Полуправда: А полуправды тут нет. Потому что такого мнения обычно придерживаются люди, на играх ни разу не бывшие.

Неправда: На играх ли учат пить и вступать в половые связи с кем попало? Думаю, нет. Я часто видела во всяких специальных изданиях статьи о том, как готовиться к игре, как делать оружие, какие книги читать, но никогда не видела заголовков вроде «Как упиться, чтобы потом ничего не помнить». Очевидно, что все подобные наклонности приносятся «извне», из той реальной жизни, которой живут люди в свободное от игр время. И что можно по поводу такой жизни сказать? И о том, откуда берутся подобные представления об играх? Скорее всего, по себе судят.

Ну, и последнее. Игры считаются бегством от реальности - наравне с компьютерными аналогами. Не буду долго распространяться на эту тему. Тут, по-моему, вообще сложно: смотря что считать реальностью, смотря что считать бегством.

ПОСТCКРИПТУМ
В последнее время я часто слышу от разных людей также и заявления о том, что на играх, помимо различного рода сектанства (включая сатанизм), практикуется также магия - обычно чёрная, для которой как раз и нужно пьянство и особенно разврат. Что сказать? А вы попробуйте - поизображайте ведьму с полчасика (вместо крови томатный сок, вместо зелья чаёк зелёный, вместо сажи - позаимствованные в соседнем лагере чёрные тени, потому что за сажу мазюкаемая жертва обидится, ей же ещё отмываться), после чего придёт заспанный мастер и вручит вам помятую бумажку, сообщающую, что сглаз состоялся. Вмиг вернётесь на грешную землю и вспомните, кто есть кто. Но это про тех, у кого психика уравновешенная. Остальные...

Встречала я ребят, которые действительно возомнили себя магами и пытались колоть пальцы и вызывать духов за рамками игры. Но игры ли в этом винить, когда на каждом углу можно купить какую-нибудь «Чёрную магию для чайников в десяти уроках» или «Заговоры бабушки Батьковны» и получить флаер на выступление белого мага и костоправа, лечащего от всех болезней по фотографии вашей кармы, прикладываемой к вашей ауре! Просто игры - это субкультура, часть общей культуры. Они не существуют самостоятельно на необитаемом острове. Что в воздухе носится, то к нам и прилетает. Но потом почему-то говорят, что ребятишки от нас набрались.

Текст: Юлия Баткилина
Впервые зачитано в качестве доклада на конференции «Звездный мост».

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс