Мужчина, который должен

Мужчина, который долженДля Вячеслава Долгова, начальника школы ДОСААФ-РОСТО, наступающий год особенный. В январе 2007-го исполняется 80 лет Добровольному обществу содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). А в марте будет 10 лет, как Вячеслав Борисович возглавил березниковскую школу РОСТО.

НАША СПРАВКА: Датой создания Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОВИАХИМ) считается 27 января 1927 года. Его задачей было патриотическое воспитание молодежи, распространение первоначальных военных знаний, обучение населения всем видам противовоздушной и противохимической подготовки, подготовка допризывной молодежи по военно-техническим специальностям. В 1951 году ОСОВИАХИМ передал эстафету ДОСААФ, а потом, с образованием Российской Федерации, в 1991 году – РОСТО (Российской оборонной спортивно-технической организации).

Говорят, у Долгова в автошколе РОСТО чего только нет. Даже танки.
– Во-первых, не мои, а во-вторых, это не танки. А бронированные тягачи на гусеничном ходу, чтоб пушки таскать, – смеется Вячеслав Борисович. – Они принадлежат Министерству обороны, а нашей школе переданы из чусовской школы РОСТО-ДОСААФ, когда она прекратила свое существование. Техника исправная, заводи – и поехали. В Чусовом готовили механиков-водителей для армии, а нам пока этот заказ Минобороны не передало. Наша школа вообще укомплектована сейчас автомобильной техникой на 250 процентов. Вся техника, которая стоит на улице, в гаражи не входит, – из других школ, которые закрылись...
А вот интересно, почему одни технические школы закрываются и разоряются, а другие – процветают и развиваются? Может, все дело в личности руководителя?

Гвардии прапорщик запаса
У Вячеслава Долгова чувство долга в крови. Старший из четырех детей, после школы он пошел в химико-механический техникум. Надо было быстрее приобретать профессию, зарабатывать, помогать родителям поднять братьев и сестренку. Параллельно учился на водителя в той же школе ДОСААФ, которую возглавил позже. В армию призвали в 1981 году, и, конечно же, служил Вячеслав Долгов водителем. В гвардейской части войск ракетно-стратегического назначения, то есть – в лесу. В Новосибирской области. А в лесу колеса ценятся, без них никуда...

– Подготовка, которую я получил в техникуме и здесь, в школе, позволила мне пройти службу уверенно, по сравнению с другими ребятами, – рассказывает Долгов. – В армии ведь как: если ты личность, то тебя уважают. Ты должен быть достаточно интересен, что-то уметь. Я к армии готовился серьезно. Уже после техникума, когда на «Азоте» работал, прошел подготовку в оборонно-спортивном лагере. Наш взвод тогда занял первое место по городу, обойдя традиционно сильные команды магниевиков и калийщиков.

А следующее звание гвардии рядовой Долгов получил уже в гражданской жизни, за свою отличную работу на посту начальника школы РОСТО.

Березниковских водителей и в Англии ценят
В армии Вячеслав Долгов прошел переподготовку на водителя автобуса. Вернувшись в родной город, пошел работать в Пассажирское автотранспортное предприятие – ПАТП. Уже через год серьезному и ответственному парню предложили быть механиком КТП – контрольно-технического пункта, проверять техсостояние автобусов при выезде и возврате. Работы было много, и Долгов быстро рос по карьерной лестнице: механик автоколонны «Межгород-Пригород-Заказ», затем начальник этой же автоколонны.

– Очень много было рейсов по сельским районам, заказных рейсов на строящиеся объекты вне города, – вспоминает Долгов. – Наша автоколонна открывала маршрут на Пермь. В конце 80-х-начале 90-х мы автобусы на маршруте Березники-Пальники, бывало, тракторами таскали, но наших жителей на Пермь отправляли быстрее. Водители нашего предприятия были удостоены чести открывать официальный маршрут на Пермь через новый мост. Наши «пассажирщики» на торжественном открытии моста вручили губернатору хрустальный мост, отлитый на БТМК.

За стабильную работу, за то, что в сложных экономических условиях автопредприятие смогло сохранить и даже преумножить производственные показатели, березниковское ПАТП было удостоено даже международной награды – «Факел Бирмингема». Награду эту директору ПАТП вручали в Англии. Профессионалы – они при любом строе и в любой стране профессионалы.

...И плюс любовь
Там же, в ПАТП, Вячеслав встретил любовь своей жизни – Леночку, Елену Анатольевну Порозову. Парней, соискателей на ее руку, было много. Коллектив в основном мужской, да еще каждые полгода на курсы водителей автобуса после армии приходили новые 30 парней. Так что Вячеславу пришлось напрячься, чтобы в этом обширном «конкурсе» быть интереснее других. Кое с кем и пришлось и...жестко поговорить, чтобы получить право поехать в деревню к родителям Леночки и с замиранием сердца просить руки их дочери.
– Лена мне подарила двух дочек, они уже выросли, в институте учатся, – с неослабевающей благодарностью говорит Вячеслав Борисович. – Теперь женихов будем ждать...

«Я мужчина, я должен»
К 1997 году березниковская школа РОСТО была на грани краха. Двухлетние долги по коммунальным платежам, задолженность по зарплате работникам... Именно в это время 35-летнему Вячеславу Долгову предложили возглавить школу. Это был риск – но и новые возможности проверить свои профессиональные качества.

– Здесь я – хозяин, первый руководитель, – объясняет Вячеслав Борисович. – С меня спрос, ответственность, конечно, но тут можно доказать, что ты в жизни способен сделать как мужчина. Кто-то должен заниматься подготовкой ребят к службе в армии, морально воспитывать. Для меня это очень важно. У школы есть государственный оборонный заказ: готовим для армии водителей по военно-учетной специальности ВУС-837. Но финансируется он...процентов на 20 от необходимого. А стоимость подготовки - около 20 тысяч рублей. Так я еще и не сразу эти денежки получаю, а потом, когда парень сдаст на права. Да и сдают не все. В прошлом году 150 набрал, учил, а сдали 104. Государство пока финансирует подготовку в пределах 4-х тысяч рублей. А оставшуюся, большую часть я от школы должен вложить. Заработать – платными курсами, потому что никто денег просто так не даст. Все для содержания базы, ремонта, выплаты зарплат сотрудникам, мероприятий и соревнований, помощи развитию тех 25 видов спорта, которые у нас в уставных целях прописаны, нужно заработать. Но не хочу жаловаться: по объему хозрасчетной подготовки мое учебное заведение догнало пермяков, а по некоторым позициям даже опередило...

...Долгов справился. Иначе и быть не могло при таком жизненном кредо: «Я мужчина, я сказал, я сделаю. Остальное потом».

Патриотизм в ценовой политике
Помимо подготовки водителей всех категорий, в автошколе РОСТО ввели подготовку по специальности «Перевозка опасных грузов», бухгалтерские и компьютерные курсы, в планах – подготовка специалистов по безопасности дорожного движения.

– Я всем приходящим клиентам говорю: я вас уважаю за патриотизм, потому что за счет той платы, которую вы вносите, я буду готовить ребят к службе в армии, выполнять оборонный заказ на водителей, проводить различные соревнования, помогать спорту... Кто, если не мы? – Вячеслав Долгов полон планов и идей. – Допризывники готовятся бесплатно на водителя категории С, а если хотят обучиться на категорию В, я им эту услугу предоставляю уже за полцены. Когда проводим со школьниками стрелковые соревнования, победителям соревнований выдают сертификаты – на 100, 150, 200 рублей. И в дальнейшем на суммарную стоимость этих сертификатов уменьшится стоимость подготовки. То есть за несколько лет мальчишка собрал сертификаты, пришел к нам обучаться – платит уже меньше.

Организация у нас многогранная, поле деятельности обширное, и возможности есть. Мы возродили клуб радиолюбителей, ребята активно участвуют в соревнованиях, получено множество дипломов. Даже с космонавтами и атомными подлодками были сеансы радиосвязи... Хотим развивать мотосекцию, чтобы можно было проводить зрелищные мероприятия в Березниках. И возродить первичные организации РОСТО в школах, чтобы были стрелковые секции и технические кружки, ребята активнее участвовали в них. Это очень серьезно, и хотелось бы видеть большую заинтересованность со стороны городской администрации... Ведь воспитание молодежи – наша общая задача.

Текст: Галина Гусева
Впервые опубликовано: “Новая газета-1”
Фото: автора

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы