Лимузин для нищего

Текст: 
Ян Арт

Лимузин для нищего
Чтобы стать обладателем престижного авто, среднестатистическому москвичу достаточно паспорта, водительских прав и пары сотен долларов на автосигнализацию.

Mercedes "за так"
Перефразируя известную американскую поговорку, можно констатировать: Бог создал людей разными, а кредитный бум уравнял их шансы. C этой мыслью я отправился по самым известным автосалонам Москвы. Начав с ближайшего к своему дому - центра Mercedes на Ленинградском проспекте.

Здесь мне приглянулся небольшой "мерсик" примерно за $30 тыс., прогуливавшийся неподалеку клерк тут же поддержал мой интерес, и мы, как могут только российские мужчины, обсудили все внутренности и наружности этой машины. "Да, пожалуй, можно", - задумчиво изрек я, стараясь смотреть на автомобиль максимально критическим взглядом.

"Давайте оформлять!" - обрадовался клерк, неведомо откуда извлекая какие-то бумаги и проспекты. "Нннет, я сейчас зашел только взглянуть. - Я попытался отступить на заранее подготовленные позиции. - Боюсь, у меня не хватит с собой на первоначальный взнос". "А платить первый взнос не надо, - радостно возвестил клерк, беря меня под руку и разворачивая передней частью в сторону банковского офиса. - Мы можем оформить вам кредит в Райффайзенбанке без первоначального взноса".

Выяснилось, что с меня практически ничего не требуется - только желание и справка о ежемесячном доходе не менее чем в $2 тыс. Три дня на рассмотрение кредитной заявки, и Mercedes мой.

От местного клерка я вскоре под каким-то предлогом избавился и продолжил смотр возможностей уехать домой на авто "за так".

Как показали итоги этого смотра, сегодня без первоначального взноса - за счет кредитных предложений банков - можно приобрести авто любой марки, от "Жигулей" до Maybach. То есть почти любой марки. Дело в том, что ни один банк не согласился выдать автору этих строк ссуду на приобретение подержанного "запорожца". Хотя клерки, пожав плечами, советовали взять в их банке обычный потребкредит тысяч на 20 рублей и насладиться приобретением.

И еще оказалось невозможным приобрести в кредит сильно подержанные машины - только за наличные. Услышав о желании купить бэушные авто почтенного возраста, клерки большинства банков отрицательно качали головой. И только в Пробизнесбанке мне сообщили, что в принципе могут дать ссуду под покупку старенькой машины, но и то - не старше восьми лет.

Предлагающих кредиты - вагон и маленькая тележка: Московский кредитный банк, Собинбанк, Международный Московский банк, "ВТБ 24", "Союз", "Авангард", МДМ-Банк, Импэксбанк, Промсвязьбанк, "Возрождение", Банк Москвы, BSGV, "УралСиб", "ТРАСТ", Газпромбанк, "Райффайзенбанк Австрия», Росбанк, Русь-банк, "Русский стандарт", Пробизнесбанк, Абсолют Банк, "Агроимпульс" и многие, многие другие.

В конкурентном сражении уже не банки придирчиво выбирают себе автосалоны-партнеры, а автопродавцы сажают в своих офисах представителей сразу десятка кредитных организаций. Кредитуются покупки авто любых марок, классов и разновидностей. "Русский стандарт" пошел дальше других и точно на тех же условиях ссужает деньгами покупателей мопедов, катеров, мини-тракторов и даже снегоходов.

Дальше – меньше
В салоне "АвтоГанза" мне предложили новенький Volkswagen Boro. Первый взнос - ноль, а платить за него пришлось бы примерно по $600 в месяц в течение пяти лет. В "Инком-Авто" на выбор седаны Chevrolet - от $9 тыс. до $15,5 тыс. Первоначальных взносов опять же никаких, ежемесячно придется платить от $290 до $500 - в зависимости от марки машины и срока кредита.

В снобистском "Авилоне" "за так" можно забирать любой Mercedes. Как разъяснил клерк, банку, выдающему кредит, важны только два момента: чтобы у меня не было подпорченной кредитной истории и чтобы сумма ежемесячного платежа не превышала 30-40% от моей зарплаты. Так что от Maybach за $500 тыс. пришлось отказаться. Хотя если вы способны позволить себе отдавать ежемесячно по $15 тыс., то и на нем можете укатить прямо из салона без всякого первоначального взноса.

В "Автодине" долго сватали несколько видов Suzuki - за $18-25 тыс. Ежемесячная "цена вопроса" при кредите на 5 лет - $560-780. Musa Motors предложил Volvo S80 за $43-51 тыс. В месяц надо платить около $1100-1400.

"Авто’кей" предложил несколько скромных Hyundai c необходимостью платить в течение 5 лет всего лишь по $280-290 в месяц. Патриотичный "Ростокино-Авто" готов отдать без первоначального взноса любую разновидность "Жигулей". Платить за них придется около $230 в месяц.

И наконец, для самых скромных салон "Риавто" предлагает подержанные авто. Причем теперь и их можно приобрести в кредит без первоначального взноса, и такую ссуду банки готовы дать любому россиянину, обладающему зарплатой хотя бы в $1 тыс.

Погоня за клиентом сделала свое дело: банки не только не просят клиента уплатить первоначальный взнос, но и идут на все более льготные условия. Например, позволяют растянуть срок кредитования по максимуму.

Еще совсем недавно эти сроки составляли 1-2 года, потом увеличились до 5. Теперь установлен новый рекорд: например, в ММБРР и Газпромбанке мне сватали кредит на срок до 7 лет. Это означает, что за облюбованную мной Mazda 3 мне пришлось бы платить менее $400 в месяц. Правда, платить долго, зато почти без ущерба для семейного бюджета.

Но и это не все. Теперь заемщика уже боятся "напрягать" и с проверкой кредитоспособности.
В салоне "Альянс Favorit" мне предложили новую программу экспресс-кредитования от Промсвязьбанка. Ставка - от 11% до 13%, первоначального взноса, естественно, не требуется, сумма - до $20 тыс., срок - до 4 лет. Решение о выдаче кредита принимается в течение часа, с вас - только паспорт и водительское удостоверение.

Плюс падение процентных ставок: за год они во всех банках снизились на несколько пунктов, и ныне "цена" автокредита в большинстве случаев составляет от 9% до 13% годовых.

Неожиданный эффект от этой кредитной автогонки: в стране, как в далекие 70-е годы, вновь возникли очереди за автомобилями. Недавно мой приятель, вознамерившийся пересесть с поднадоевшей "десятки" на новенький Ford Focus, сообщил мне, что "записался в очередь" на покупку "фордика" и только через несколько месяцев сможет стать его счастливым обладателем.

Маленькие "но"
Первое и главное "но" - стать автовладельцем в кредит вы можете, не имея денег даже на первый взнос, однако получить этот кредит можно, только застраховав автомобиль. А стоимость классической страховки каско в России - от 7% до 10% от стоимости машины. Так что приобретателю иномарки среднего класса необходимы минимум $1-2 тыс., а будущему "лимузиновладельцу" потребуется $5-6 тыс.

Впрочем, безусловное требование дорогостоящей страховки недавно приказало долго жить. Например, банк "Авангард" готов предоставить автокредит не только под классическую страховку каско стоимостью 9% от цены авто, но и под упрощенную страховку от хищения со ставкой 4,75% от стоимости машины. При покупке автомобиля среднего класса ценой около $15 тыс. страховой платеж составит всего около $700.

Впрочем, ведущий "Народного маркетинга" не желал платить даже и $700. Позицию я занял простую: "У меня нет с собой ни копейки, но я хочу новое авто. И все тут". Думаете, мне отказали? Отнюдь. В автосалонах, которые работают с Промсвязьбанком и "Русским стандартом", предложили попробовать воспользоваться новыми кредитными программами этих банков - вообще без обязательной страховки каско.

А в "Автомире" сказали, что банк (в данном случае - Московский кредитный) с удовольствием оплатит страховку за меня, просто ее стоимость будет включена в сумму автокредита. Чуть позже выяснилось, что такая же схема возможна и с автозаймами Абсолют Банка.

Наконец, последнее и самое реальное на сегодня "но". При любом раскладе, даже если банк не потребовал от вас первоначальный взнос и ссудил вас деньгами и на авто, и на его страховку, раскошелиться в автосалоне на некую сумму все же придется. Поскольку застраховать машину удастся только при наличии сигнализации. И вот за нее вам точно придется выложить наличными: минимум $200-300, а если авто дорогое - в 3-4 раза больше.

Продолжение в подворотне
Когда я подводил итоги своего автопохода, мне случайно попался номер газеты "Сделка", в котором было объявление: "Помощь пострадавшим от всех видов кредита (включая автокредит). Законно".

"И в чем могут быть страдания?" - думал я, набирая номер указанного в объявлении телефона. Владимир Иванович, частный детектив и податель сего объявления, разъяснил все просто и приземленно. Пресловутые "товарные схемы" перекинулись ныне и на автокредитование. Раньше, если кому-то срочно требовалась энная сумма, он бежал на "Горбушку", оформлял товарный кредит на ноутбук или телевизор подороже и тут же менял его за полцены на наличные у одного из многочисленных кредитных "посредников".

Теперь те же схемы проворачиваются и с автокредитами. Заходит нуждающийся гражданин в автосалон, быстренько оформляет на себя новенькое авто и меняет его в ближайшей подворотне на весомую сумму наличными - надо только до нотариуса доехать и договор оформить.

Правда, не всегда меняет. Иногда он может машины лишиться, а денег не получить. Вот тут-то и приходит на помощь детектив Владимир Иванович. Разыскивает мошенников и "выбивает тачку" обратно.

"Дело, конечно, новое, но перспективное, - поделился он в разговоре со мной. " Знаете, сейчас банки дают кредиты на авто без первоначальных взносов и не особо проверяя клиента. Слыхали, говорите?.. Ну вот, думаю, скоро клиент пойдет косяком".

Текст: Ян Арт, обозреватель журналов “Профиль” и “BusinessWeek Россия”
При участии Юлии Ухановой.
Специально для «Иной газеты»
Фото: Алексей Даничев

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс