Век живи

Век живиВ долгосрочной перспективе мы все умрем, сказал когда-то английский экономист Джон Мейнард Кейнс. “Безусловно, — соглашается профессор Высшей школы бизнеса Чикагского университета Роберт Фогель. — Но ведь можно отодвинуть границы этой перспективы?” Профессор изучал проблему долголетия несколько десятилетий.

Оказалось, что секрет долгой жизни лишь на 30% скрыт в сфере медицины. Всё остальное — чистая экономика. Для самых развитых стран средняя продолжительность жизни населения больше 100 лет — вопрос ближайшего двадцатилетия. За свое открытие Фогель получил в 1993 г. Нобелевскую премию.

ВЫСОКИЕ ДОЛГОЖИТЕЛИ
Что надо было сделать лет, скажем, 300 назад, чтобы вдвое увеличить продолжительность жизни? Не так много — всего лишь научиться защищаться от погодных невзгод, очистить питьевую воду и как следует поесть. Техническая революция сделала все три вещи возможными. Результаты впечатляют: европейцы стали жить чуть ли не в 2 раза дольше и превратились, по средневековым меркам, в настоящих гигантов.

“Пока ученые не нашли никаких доказательств того, что есть какие-то генетические или физические границы для увеличения человеческого роста или для роста продолжительности жизни”, — убеждает Фогель.

С 1871 по 1901 г. жизнь среднего англичанина удлинилась на четыре года. Адепты мальтузианской “циклической” теории сочли тогда, что рост населения, равно как и рост продолжительности жизни, должен скоро закончиться — ведь ресурсы-то ограничены. И ошиблись. Через 30 лет англичане стали жить еще на 16 лет дольше. “Все дело в пище”, — объясняет Фогель. В 1790 г. средний англичанин вырастал до 168 см и весил около 61 кг — на 20% меньше, чем сегодня. Для поддержания жизни ему требовалось никак не меньше 2060 ккал в день. При этом примерно пятая часть населения получала только 1300 — 1500 ккал. “Если родители недоедают, риск того, что ребенок будет слабым и более подверженным хроническим и инфекционным заболеваниям, увеличивается. А вслед за ним растет и риск того, что человек проживет меньше, — говорит профессор. — Так что продолжительность жизни частично определяется еще в зародышевом состоянии”.

В Великобритании конца XVIII — начала XIX в. люди жили в среднем 50 лет — столько же, сколько сейчас живут в странах с развивающейся экономикой. У граждан же развитых стран шансов дожить до 72-82 лет куда больше. Так что в шутке “жить — хорошо, а хорошо жить — еще лучше” есть только доля шутки.

Могут ли все люди жить до 100 лет? Не просто могут — будут, причем уже к середине этого века. “В развитых странах до 2050 г. средняя продолжительность жизни будет увеличиваться на 2,2 года за десятилетие. Это дает нам плюс 11 лет к сегодняшним средним 82 годам жизни. То есть довольно близко к заветному жизненному веку”, — рассказывает 80-летний ученый.

ВЕСЁЛЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ
Жить дольше — не значит дольше стареть. “Средняя продолжительность жизни будет расти благодаря тому, что люди станут находить новые способы борьбы с болезнями — детскими, инфекционными и хроническими”, — поясняет профессор. В начале прошлого века около 80% мужчин к 60 годам уже были недееспособными из-за болезней. Сегодня в развитых странах среди 65-летних людей прикованы к постели лишь 15%. “К концу XXI в. люди будут здоровыми вплоть до дня своей смерти”, — убежден Фогель.

Старость станет лучшим периодом жизни. Вряд ли люди согласятся на увеличение пенсионного возраста. Все так и будут уходить на пенсию в 55-60 лет. А дальше — беззаботное время развлечений.

Конечно, в этом можно увидеть проблему. Уже к середине века пенсионеров станет слишком много, ведь рождаемость падает. В Европе уровень воспроизведения населения ниже единицы (в районе 0,7). Это значит, что население, к примеру, Италии к концу XXI в. сократится с 60 млн до 30 млн. “Предсказать, как будет развиваться ситуация, невозможно: в некоторых странах мира с тебя берут налоги за рождение ребенка, в других — за то, что ты его не имеешь. Католическая церковь выступает против контрацепции, но не все католики слушают ее. Так что это не вопрос денег или религии. И где его корни, пока неясно”, — говорит Фогель.

Средний возраст населения планеты будет стремительно увеличиваться: по прогнозам ООН, к 2050 г. в Китае он вырастет с 32 до 45 лет, во Франции — до 45,5 года, в Германии — до 47 лет, а в Италии и Японии — и вовсе до 52 лет.

Будет ли это тяжелым грузом для их экономик? “Совсем не обязательно, — считает чикагский экономист. — Пенсионные системы стремительно перестраиваются таким образом, что люди сами будут зарабатывать себе на длинную и счастливую старость”.

В США, например, преподаватели университетов обязаны откладывать до 15% своих доходов в специальный негосударственный фонд. После 35 лет работы у них уже есть дома и машины. Учитывая, что их вложения дают доход в размере 10% годовых, у них скапливается достаточно средств, чтобы продолжать вести привычный образ жизни еще около 45 лет. Проблем к 2040-2050 гг. не будет даже у пенсионеров Китая. “Доходы населения в Китае продолжат расти на 8-9% в год вплоть до 2040 г. К этому моменту страна будет такой же богатой, как сегодня США”, — подсчитал Фогель. К тому же доля затрат на еду в семейных бюджетах будет только сокращаться. “В начале XX в. в развитых странах доля расходов домашних хозяйств на еду доходила до 60%, теперь же она не превышает 10%. Дальше будет еще меньше, а все остальное пенсионеры смогут тратить на развлечения”, — заключает профессор.

БОЛЬНОЙ ВОПРОС
Страны третьего мира не будут участвовать в этом празднике жизни. К середине века их граждане станут жить до 55-65 лет вместо сегодняшних 45-50. Но и только. Именно из-за них говорить о 100 годах как о средней продолжительности жизни на всей планете можно будет никак не раньше следующего столетия. И никакие прорывы в области генной терапии тут не помогут.

“У бедных стран Африки и Востока две болезни, хроническая и инфекционная. А именно — хроническое недоедание и малярия. И еще СПИД. Решение этих проблем поможет нарастить продолжительность жизни гораздо эффективнее, чем борьба с любыми генетическими заболеваниями”, — уверен Фогель. Все остальные причины высокой смертности и малой продолжительности жизни профессора просто смешат. Дурной климат виноват лишь настолько, насколько способствует распространению инфекционных заболеваний. Высокий рост, который ряд врачей называет причиной ранней смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и некоторых форм рака, — тоже абсурд. “Самые высокие люди на планете — голландцы. При этом нельзя сказать, что статистика причин смертности в Голландии серьезно отличается от итальянской или испанской, где люди ниже ростом”, — объясняет Фогель.

Улучшить общемировую статистику продолжительности жизни за счет слаборазвитых стран можно: достаточно просто накормить тамошнее население. Но это звучит просто лишь в теории. “Им нужны очищенная вода, нормальные санитарные условия, нормальное питание и достаточное количество вакцин от малярии... Уж поверьте мне, это слишком много для ближайших 20-30 лет”, — пессимистичен Фогель.

Хотя, когда все это будет сделано, придет черед и генной инженерии. Насколько исследования в этой области повлияют на продолжительность жизни, пока ответить трудно. С одной стороны, по мнению профессора, гены лишь на 30% определяют продолжительность жизни человека. С другой — за этой областью медицины будущее борьбы с раком и диабетом, проблемами не только развивающихся, но и развитых стран. “В любом случае влияние генной терапии на мировую статистику продолжительности жизни скажется не в этом веке”, — уверен Фогель. Но сопротивляться таким исследованиям не призывает. Тем более что это бесполезно. “То, что отказывается спонсировать государство, оплачивают частные фармацевтические и биохимические компании. То, что государство запрещает, продолжает развиваться на территории других стран. Этот процесс не остановить”, — заключает Фогель.

Текст: Татьяна Сейранян
Источник: “SmartMoney”
Фото из архива

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс