Выборы в стиле фарса

Выборы в стиле фарсаВ минувшее воскресенье я впервые в жизни голосовал на выборах. Причем сразу с двумя бюллетенями - в городской совет депутатов и в областную думу. Побывал при этом за день на трех избирательных участках и описал свои впечатления на трех страницах, которые отправил в местную, районную газету. Некоторые мои высказывания по отношения к действующей городской власти получились довольно резкими, и вот я сижу гадаю: опубликуют - не опубликуют? В любом случае я опубликую мои заметки в Сети.

НА ГРАНИ ФАРСА
прошли выборы в Химках
.
(Записки молодого избирателя)

Как правило, в первом после выборов номере любой газеты принято подводить какие-то итоги (особенно, если это районная газета). Если не известны еще официальные результаты голосования, то печатают, например, процент явки избирателей, комментарии специалистов и тому подобное. Пишут о происшествиях и нарушениях на избирательных участках, и так далее. В общем, о том, как прошли выборы. Подобную информацию, уверен, вы с легкостью отыщите и в этом номере газеты «Вперед». Но я, впервые поучаствовав в выборах в качестве рядового избирателя в родных Химках, спешу поделиться с вами собственными наблюдениями, впечатлениями и переживаниями. И при этом на всякий случай напоминаю, что точка зрения автора совсем не обязательно совпадает с мнением редакции.

Так уж получается, что в родных Химках в последнее время я бываю довольно редко. Вернее, бóльшую часть своего дня я провожу в столице, а домой приезжаю только на ночь. Но, тем не менее, я всегда жил и до сих пор живу в этом городе Московской области, который с недавних пор почему-то стали называть «Химкинским городским округом». И, будучи полноправным жителем данного «округа», я решил в минувшее воскресенье проявить, как это модно сейчас говорить, свою «гражданскую позицию» (или иначе – «выполнить свой гражданский долг»).

****
Довольно часто новости я читаю с экрана своего мобильного телефона. Коротко – о главном. Воскресный день начался для меня, когда я еще не вылез из теплой постели, с сообщения о происшествии в Одинцовском районе. Там на одном из избирательных участков сторонники НБП провели несанкционированную акцию, разбрасывая листовки и выкрикивая «Выборы – фарс». «Лимоновцев» задержали, а вместе с ними почему-то – нескольких журналистов. При чем тут журналисты, было совершенно непонятно, однако фраза «выборы – фарс», видимо, накрепко засела в глубинах моего подсознания, и еще не один раз всплывала в моей голове в течение дня.

****
А проснулся я в то утро оттого, что у нас во дворе в компании двух девушек ходила громадная голова петуха, из которой торчали две человеческие ноги. «Все на выборы, все на выборы!» – раздавалось во все стороны. Еще чуть позже увидел, как по улицам ездит машина с громкоговорителем, из которого тот же самый призыв звучал в промежутках между песнями о Химках.

Кажется, раньше у нас такого не было, или я просто забыл?

Вскоре позвонил мой друг. Он, как и я, должен был голосовать в этот день впервые (так получилось, что с момента наступления нашего совершеннолетия мы так ни в одних выборах ни разу и не участвовали). Договорились чуть позже вместе пойти на избирательный участок. Пока у меня оставалось время, я нашел последние номера газеты «Вперед», чтобы узнать, кто вообще будет представлен в моем избирательном бюллетене. По моим наблюдениям за последние несколько лет, многие химчане вообще не знают, за кого им предлагается голосовать, вплоть до самого дня выборов. Точно то же самое получилось в этом году и со мной. Оказалось, что зарегистрированных партий, жаждущих быть избранными, не очень-то и много. Так, на выборах в Химкинский совет депутатов их вообще было всего четыре. Однако в обоих списках (и в Облдуму, и в городской Совет) под номером ОДИН значилась замечательная партия – «Единая Россия». Видимо, подумал я, это получилось чисто случайно в ходе жеребьевки. Вспомнился один эпизод, связанный с этой партией...

****
Незадолго до выборов нам домой в почтовый ящик кинули приглашение на выборы от имени главы округа Владимира Стрельченко. Как выяснилось, на самом деле это была рекламная листовка партии «Единая Россия».

Снаружи – что-то вроде конверта с большой фотографией г-на Стрельченко. В графе «кому» – «ИЗБИРАТЕЛЮ городского округа Химки от СТРЕЛЬЧЕНКО Владимира Владимировича». Сверху даже прилеплено что-то вроде почтового штемпеля.

Внутри «конверта» вообще что-то невообразимо странное.

Сверху – герб Химок, наш гордый кентавр, и большими буквами – «ПРИГЛАШЕНИЕ». Все солидно, официально. На первый взгляд, обычное приглашение от главы района принять участие в выборах. Но только на первый взгляд.

Первое, что меня смутило – это флаг России в верхнем левом углу. Дело в том, что он почему-то был... перевернутый. Красный, синий, белый. Над этим я долго ломал голову, но «тайна перевернутого флага» так и осталась неразгаданной. Логики я не смог найти в этом никакой, как ни старался. Может, просто у нашей «партии власти» особое, оригинальное видение действительности – перевернутое?

«Дорогие мои земляки!» – почему-то пишет мне дальше Владимир Владимирович. Надо сказать, что моим земляком он стал всего несколько лет назад. Насколько я понимаю, всю свою сознательную жизнь никакого отношения к Химкам он не имел, а пришел сюда лишь накануне последних выборов как независимый кандидат. (Правда, пришел от Бориса Громова. Но как независимый.) Поэтому г-на Стрельченко, признаюсь, при всем к нему уважении земляком своим я никогда не считал. Надеюсь, он не слишком сильно расстроится.

«Приглашал» меня Владимир Владимирович довольно оригинально. Он написал о том, что «выбрать лучшую партию ... непросто», и на всякий случай сообщил, что на сегодняшний день «наиболее реальная сила, делом доказывающая свое стремление к благополучию Химкинского городского округа» – это партия «Единая Россия» (а что, кто-то сомневался?).

Что ж, это его законное право – выражать свое личное мнение. Однако мне упорно кажется, что когда мы г-ну Стрельченко любезно позволили занять просторный кабинет на улице Калинина, в городской администрации, ни о каких своих связях с «ЕР» он нас не предупредил. А жаль. Или, может, у меня проблемы с памятью? Надеюсь, что нет.

****
Голосовать отправились мы сначала в школу номер два, на участок моего друга. Как казалось, все здесь протекало тихо-мирно. Однако через некоторое время мы стали свидетелями нарушения закона. Одна женщина, получив бюллетень, попыталась уйти с ним, но ее остановили: с бюллетенем уходить, мол, нельзя, – и заставили опустить его в урну. Только после этого ей позволили убраться восвояси. Комиссию, похоже, не волновало, что у избирательницы согласно действующему законодательству было полное право унести бюллетень с собой.

Здесь же мы встретили нашего бывшего одноклассника со своей девушкой. «Так, мне нужна “Единая Россия”!» – загадочно сказала она и пошла ставить галочку. Мы с другом тревожно переглянулись. Вернулась она к нам расстроенная: голосовала в первый раз, а подарок ей дать почему-то отказались.

Ребята вскоре уехали. Друг тоже проголосовал (и тоже почему-то остался без подарка), и мы отправились на мой участок, в школу номер один. Первое, что мы увидели, было странным повторением событий во второй школе: один молодой человек, получив бюллетень, зачем-то попытался ретироваться вместе с ним на второй этаж школы, но также был остановлен громкими криками членов избиркома. «С НАШИМИ бюллетенями туда нельзя!» (намек на то, что бюллетень – собственность комиссии?) К чему бы это все?

****
Достаю свой паспорт, протягиваю улыбающейся даме. Она улыбается в ответ и посылает к столу напротив: меня нет в списках. Более того: оказывается, по словам сотрудников участка, «в списках нет половины жителей». Они ругаются на домоуправление и рассказывают, что, например, если верить все тому же списку, в доме 22 по улице Молодежной вообще нет ни первой, ни второй, ни третьей квартир.

Понимаете? Этих квартир ВООБЩЕ НЕТ в списках! А сколько еще по всем Химкам таких квартир, не включенных в список?

****
Председатель участковой избирательной комиссии (или как там правильно называется ее должность?) уточняет: первый раз голосую? Услышав утвердительный ответ, кивает мне на давно увядшую гвоздичку: мол, можете взять себе в подарок. Как это любезно и мило с ее стороны! По-моему, до этого цветы мне дарили только один раз в жизни – на школьном «последнем звонке» несколько лет назад.

С председателем за одним столом сидит мужчина в галстуке. «Этот товарищ, – думаю я, – здесь неспроста». Оказывается, так и есть.

– Что, серьезно, в первый раз? – переспрашивает он и медленно поднимается со стула. Я на всякий случай делаю полшага назад.
– Да...
– Тогда я считаю своим долгом поздравить вас с этим! – радостно улыбается он и протягивает мне руку. – Вот мои документы!

Я уже готов к любому повороту событий. Может, он из органов? Разглядываю на столе его удостоверение. Неожиданно оказывается, что все куда проще. Это всего лишь навсего один из кандидатов – Виктор Болотников, возглавляющий список партии СПС – решил, видимо, таким нехитрым образом агитировать меня в свою пользу. «Запомни – Союз правых сил!» – читается призыв в его глазах.

****
Вскоре после этого отправляемся на другой участок – в гимназию номер 4, но уже просто как сторонние наблюдатели.

Вроде, и здесь все штатно. На двух этажах в аккуратной парадной форме – молодые сотрудники правоохранительных органов. Собственно, следят за правопорядком.

Председатель комиссии рассказывает: днем приезжал какой-то важный генерал с проверкой, так они по струнке вытянулись, пока он ходил по участку.

Все идет чинно-мирно, как и полагается. Тут сидит милиция, тут выдают бюллетени, тут председатель комиссии... Все классы вокруг – опечатаны. Но вдруг прямо перед нами дверь одного из них открывается (но ведь класс-то опечатан!!!) и оттуда выходит, как ни в чем не бывало, какая-то учительница с какими-то своими хозяйственными делами, а вскоре возвращается обратно – снова в опечатанный класс! И, что интересно, все люди вокруг – ноль внимания.

Тем временем интересуюсь, может ли журналист присутствовать при подсчете голосов, ведь по закону это открытая процедура. Оказывается, может. Но только с неким то ли направлением, то ли еще чем-то, говорят мне и вытаскивают какую-то бумажку в качестве примера. И снова – странное совпадение: в верхнем правом углу на ней почему-то нарисован медведь – символ той самой партии. Совпадение, не более того. Вспомнилось, что в обоих бюллетенях эта самая партия была под номером «один».

Разглядываю бумажку.

«Но это же направление для наблюдателя от партии! Какое же направление нужно для журналистов?» Вопрос ненадолго ставит всех в тупик. Точно никто не знает, но мне рассказывают, как какая-то корреспондентка уже пыталась провести у них на избирательном участке опрос. Сделать это ей не позволили и быстро ее опрос «завернули». Интересуюсь, от какого издания была журналистка. «Не знаем, спросите у милиционеров, они с ней разбирались».

Ну вот, попробуешь освещать наши честные демократические выборы, и нарвешься на милицию. Может, знающие люди подскажут: в нашей стране журналистам вообще разрешено находиться на избирательном участке? Может, не дай Бог, я там был незаконно?

На всякий случай свое журналистское удостоверение решил не доставать.

****
Выходим. К школе тем времени подъезжают жигули. За рулем – мужчина в галстуке. Мгновенно узнаю его: это г-н Болотников, лидер местного СПС, пожавший часом раньше мне руку. Я улыбаюсь, он мне кивает и тоже улыбается. Обмениваемся парой фраз. «Мы вот, как и вы, объезжаем все участки», – говорю ему, после чего он со своими товарищами идет в здание гимназии. (Ведь на этом участке кто-то тоже голосует в первый раз!)

****
Смотрю я сейчас на часы. Одиннадцать вечера. Час назад избирательные участки закрылись. Думаю, к моменту публикации этого материала в газете результаты выборов будут уже известны, однако пока я их не знаю. Не знаю я и предварительных результатов, однако могу с большой вероятностью, почти наверняка, предугадать, кто получил больше всего голосов. И при этом все время меня не покидает ощущение, что что-то здесь не так... Вроде бы, честные, демократические выборы. Кажется, что все в порядке, что все именно так, как и должно быть, но при этом ты чувствуешь, будто бы что-то от тебя ускользает, и ты никак не можешь понять, что же это.

Может, вы подскажете?

Текст: Антон Назаров
Фото из архива
Постоянный адрес статьи

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса