Реформа высшего образования: мнения

Правительство рассмотрело и одобрило проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования) отечественные вузы будут готовить дипломированных выпускников трех видов: бакалавров, магистров и специалистов. Какие есть мнения?

Андрей Фурсенко, министр образования:
- Логика системы как раз заключается в том, чтобы на начальном этапе дать фундаментальные основы, – считает министр образования, – а дальше, если человек чувствует в себе силы и желание, он может продолжить обучение, но уже по более четко выбранному направлению. Мы работаем с работодателями, работаем с людьми, представляющими собой наш бизнес, нашу промышленность, и они говорят – мы не можем сформулировать, какой нам специалист потребуется через 5-6 лет. Через два-три – можем. Поэтому мы и говорим, что надо разбить систему подготовки на две части. Первая часть – базовая, которая готовит человека к специальности, скажем, не на 100%, на 90. Зато не к одной, а, например, к 10 или к 15, поскольку есть общее направление того, что человек должен знать, скажем, в области металлургии, какие базовые знания ему необходимы для той или иной отрасли. Если же человек решил оглядеться, еще раз подумать, он может пойти поработать, и только потом взять эти два года.

Елена Богачук, помощник директора БФ ПГТУ по внеучебной работе:
– Я согласна с ректором МГУ Виктором Садовничим в его позиции по ЕГЭ, а именно в том, что все тестовые системы, балльно-рейтинговые совершенно стирают личность ученика, а в дальнейшем и студента. В итоге мы сталкиваемся с неумением студентов говорить, выражать свои мысли ясно, точно, логично. Они вообще бояться говорить, даже на пятом курсе. А ведь умение общаться – неотъемлемая черта образованного человека. Что же касается двухуровневой системы высшего образования, то мне кажется, что мы в этом слишком много реверансов делаем перед Западом. Наша система высшего образования включает достаточно много собственных передовых наработок, позволяющих готовить хороших специалистов. Не зря наши учёные так ценятся за рубежом. Конечно, все покажет время, но, честно говоря, отношение у меня, скорей, скептическое.

Анна Петрова, выпускница факультета экономики и управления БФ ПГТУ:
– О реформе высшего образования я, конечно, слышала, правда меня это уже не касается, только что я защитила диплом. Хотя некоторые элементы новой системы застать успела, например, у нас второй год существует балльно-рейтинговая система, когда студент за каждый семинар получает определённые баллы. Достаточно тяжело, могу сказать. Ведь кто-то более активный, кто-то предпочитает внимательно слушать, зато во время сессии показывает хорошие результаты.

Наталья Изотова, проректор Ростовского госуниверситетаговорит, что в её вузе эксперимент по введению двухуровневой системы ведётся с 1992 года, но «рынок на бакалавров реагирует не очень хорошо - лучше трудоустраиваются специалисты». Сжатые сроки, в которые университеты должны перепрофилироваться, приведут только к халтуре. Скорее всего, многие учебные заведения просто разделят уже имеющиеся дисциплины на две части - первую будут проходить в так называемом бакалавриате, а вторую – в так называемой магистратуре.

Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования:
- К зарубежной системе образования мы не приблизимся ни на шаг, да и за границей наших студентов никто не будет привечать. Начать с того, что у нас не согласованы образовательные стандарты с европейцами, и даже нет единых учебных курсов. За границей котироваться такие студенты, безусловно, не будут. Поэтому громкие слова об их мобильности – это всего лишь розовые мечты чиновников. Успокаивает лишь то, что нововведения никак не коснутся тех, кто успел поступить в вуз даже в этом году: они будут доучиваться по той системе, по которой поступили.

Вадим Минин, директор Березниковского филиала Уральского государственного экономического университета:
– По моему мнению, результат этой реформы для российского высшего образования будет только отрицательным. И это здравый пессимизм. С переходом на трех-четырехгодичную систему пострадает прежде всего качество высшего образования. Мы стремимся к беспрерывному образованию, а нам тут же вводят ещё одну ступень, которая будет доступна далеко не всем. Магистратура будет вся платная, это понятно уже сейчас. Умные люди таких денег не зарабатывают, значит, опять в магистратуры будут попадать лишь дети богатых родителей. Мы всё на Запад ориентируемся, а ведь в Гарварде за счёт детей богатых родителей учатся талантливые студенты – те, за кем будущее науки. И таких там 30%. А в Японии вообще введено всеобщее высшее образование. Что касается Березников, то наш город вообще не сможет готовить магистров. Мне уже прямым текстом сказали – будешь учить бакалавров. Но даже если бакалавр пожелает учиться дальше в магистратуре, никакой гарантии, что он с дипломом вернётся сюда. Кроме того, с уменьшением нагрузки реально сократится количество преподавателей. В общем, этой реформой мы наказываем сами себя, и ощущение, что все это делается сознательно.

Подготовила Ольга Ерёменко, "Новая газета-1"

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс