Переселение душ по мнению Трутнева

Юрий Трутнев: К 1 декабря людей не должны быть в опасной зоне однозначно.

Часовой механизм трагедии, запущенный 17 октября прошлого года, после аварии на расположенном поблизости руднике, неумолимо приближает время "Ч". Угроза техногенной катастрофы заставила правительство создать специальную комиссию, которую возглавил министр природных ресурсов Юрий Трутнев. Несмотря на месяцы, прошедшие после аварии, переселение людей в безопасное место даже не началось. Ситуацию специально для "РГ" комментирует председатель правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии, министр природных ресурсов Юрий Трутнев.

Российская газета | Юрий Петрович, к 10 июля власти Пермского края должны были представить в правительственную комиссию программу расселения жителей аварийных домов. Есть такая программа?
Юрий Трутнев |Нет. План в комиссию еще не представлен. Думаю, что в ближайшее время мы добьемся, чтобы план был разработан и представлен. Но дело не только в этом. Дело в том, что нерасторопность - общая тенденция в действиях исполнительной власти. Нерасторопность проявляется даже в случаях, когда она абсолютно недопустима.

РГ | Авария на руднике произошла 9 месяцев назад. Получается, все это время исполнительная власть не принимала никаких действий. На последнем заседании правительственной комиссии вы оценили работу местных властей как неудовлетворительную. После этого что-то изменилось?
Трутнев | Я бы не сказал, что не делалось ничего. Это не совсем правильно. Но то, что сделано, более чем недостаточно.Ученые нам оставили в запасе порядка 11 месяцев. Из них 7 уже прошло, а сделанное можно по пальцам пересчитать: выполнен железнодорожный обход, но по той же опасной территории проведено укрепление дамбы, выполнен ряд работ по энергетике. Больше ничего не делалось.

Самый главный блок работы - выселить жителей из потенциально опасной зоны, переселить их в другое, построенное или предоставленное, жилье. А для этого надо провести проектные работы, подобрать подрядные организации, построить жилье. В этом отношении работа, к сожалению, пока неудовлетворительна. Причем, так уж получилось, на противоположном берегу реки есть подходящие площадки с имеющейся уже инфраструктурой. Их заложили еще советское время. Бери и используй. Но для того чтобы строить, надо для начала просто открыть финансирование. Я считаю, что один из серьезнейших недостатков в том, что финансирование было открыто только по распоряжению правительства 22 июня.

РГ | Речь идет о 700 миллионах рублей, которые выделяет федеральный бюджет? Они уже пришли в край?
Трутнев | Да, это те самые 700 миллионов. Они еще не получены. У администрации края возникли какие-то сложности. Но я вчера говорил с главой минфина Алексеем Кудриным. Его позиция очень ясная: мы готовы кредитовать, надо немедленно получать деньги. Думаю, в самое ближайшее время это будет сделано.

РГ | А собственные средства регион вносит?
Трутнев | На мой взгляд, правильная последовательность была бы такая: как только получено заключение о необходимости переселения людей, надо за счет бюджета края начинать проектные работы. Это не такие большие деньги. Рассуждения о том, из какого бюджета, сколько денег, в какой пропорции надо выделять, носят странный характер. Когда под угрозой жизнь людей, то надо не делить бюджеты, а платить, делать дело и уже потом выставлять счет федеральному бюджету. Я не хочу упрекать кого бы то ни было конкретно, я считаю, что сейчас в целом все органы власти, задействованные в работе по предупреждению последствий техногенной аварии, работают непростительно медленно.

РГ | Судя по тому, что сейчас происходит, возникает ощущение, что к 1 декабря ничего не будет построено и людей не успеют переселить.
Трутнев | Есть два понятия: переселить и выселить. Однозначно, что к 1 декабря людей не должны быть в опасной зоне. Это закон. Никто не имеет права подвергать опасности жизнь людей. Или администрация сумеет организовать работу и людей переселят уже в подготовленное жилье, или люди будут выселены на временную площадь и параллельно будет достраиваться их постоянное жилье. Совершенно очевидно, что если не будет выхода, то придется идти по второму варианту. Но также совершенно очевидно, что это будет крайне дискомфортно, у людей будет масса проблем, неудобств.

Когда вы говорите, что ничего не построят, я отвечу так: все зависит от воли и собранности. Когда мы обсуждали этот вопрос на выездном совещании, были две совершенно разные позиции. Одни говорили: невозможно это сделать за 6 месяцев. Кстати, почему за шесть? Почему раньше это не начали? А есть вторая позиция. Сергей Кужугетович Шойгу сказал: мы это делали при чрезвычайных ситуациях за три месяца. Как вы знаете, у нас были чрезвычайные ситуации и на юге страны, и на востоке, и ни в одной из них людей не оставили на улице. Эту позицию поддерживает и первый заместитель председателя правительства Дмитрий Медведев.

РГ | 700 миллионов, которые выделяет правительство РФ, пойдут только на финансирование переселения жителей или и на какие-то другие нужны?
Трутнев | Нет, эти деньги предназначены только для кредитования работ по расселению людей. Но замечу, что это не все деньги. Нет списка расселения людей - значит, и нет окончательного расчета финансовых потребностей. Но все понимают, что денег надо больше. После уточнения необходимых затрат мы будем повторно выходить в правительство и корректировать эту цифру.

РГ | Местные газеты сообщали о том, что администрация края ссылается на то, что нет законных оснований для переселения этих людей, жилье у них не аварийное, не ветхое. Дескать, сначала надо внести поправки в Жилищный кодекс. Это действительно так?
Трутнев | В этой ситуации много технологических странностей. Действительно, ситуация уникальная. Обычно мы сталкиваемся с чрезвычайной ситуацией тогда, когда она уже произошла. Здесь все наоборот: мы за много месяцев знаем, что, начиная с определенной даты безопасность зданий и сооружений и жизнь людей находятся под угрозой.

Действительно, в законодательстве довольно слабо прописаны такие ситуации, но проблема в другом. Делать сейчас можно практически все. А параллельно надо вносить изменения в законодательство, чтобы все эти действия не были потом интерпретированы контролирующими органами как незаконные. Все это легко делается параллельно. Можно, конечно, занять позицию такую: давайте исправим закон, получим федеральное финансирование, а уж потом начнем все делать. На мой взгляд, это совершенно безответственно.

Есть готовность федеральной власти, несущей прямую ответственность за безопасность людей. А бюджет Пермского края, одного из основных доноров Российской Федерации, не маленький. Надо сейчас двигаться, выполнять работы, параллельно требуя возмещения расходов от федерального правительства, а не наоборот.

Текст: Татьяна Смольякова, Российская газета

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса