Перевозки дорожают. Виноват Китай
Стоимость перевозки твердых грузов — угля, железной руды и зерновых — растёт невиданными темпами. Это происходит из-за повышения спроса со стороны Китая, перегрузки портов и удлинения маршрутов перевозок.
Индекс Baltic Dry, измеряющий стоимость морских перевозок сырья, впервые превысил уровень в 7000 пунктов, увеличившись на 103% по отношению к показателю прошлого года и в пять раз — по отношению к уровню 2000 г. Средняя стоимость найма корабля Panamax (судна, способного пройти через Панамский канал и обычно имеющего водоизмещение до 65 000 т) на прошлой неделе составила $58 500 в сутки (год назад — $25 400, в 2005 г. — $10 000). Удорожание перевозок дополнительно подогревает рост цен на сельхозтовары, черные металлы и руды.
Удорожание морских перевозок связано с увеличением спроса. По словам Питера Норфолка, сотрудника лондонской фрахтовой брокерской компании Simpson Spence and Young, сейчас ежегодный рост тонно-миль перевозимых по морю грузов составляет 6% — в предыдущие годы рост не превышал 2,5%. Это связано с изменениями в мировой торговле. Например, Бангладеш в этом году впервые с 1999 г. начинает импортировать зерно из США, а не из Австралии, где урожай пострадал от катастрофической засухи. Китай, ранее экспортировавший уголь в Японию и Южную Корею, теперь сам стал нетто-импортером угля. Из-за этого японцы и корейцы ввозят уголь из Южной Африки, что ведет к удлинению и удорожанию перевозок. Китайский импорт угля в первом полугодии 2007 г. составил 27 млн т, увеличившись на 47,6%, его главным источником была Индонезия.
По мнению Норфолка, “китайский фактор сейчас становится основным, влияющим на протяженность торговых маршрутов”, — например, 10 лет назад китайцы закупали в Бразилии лишь 5 млн т железной руды в год, теперь они импортируют около 80 млн т.
Растущие объемы перевозок приводят к хронической перегрузке морских портов, особенно серьезной в крупнейшем угольном порту мира — австралийском Ньюкасле. В марте корейская корпорация LG International и государственная Korea Resources Corp. заявили, что из-за систематических срывов графика поставок угля из Австралии они рассмотрят вопрос разработки угольных месторождений в России.
Россия экспортирует твердые сырьевые товары главным образом по железной дороге в Европу и Китай, напоминает ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев, но устойчивое повышение стоимости перевозок показывает, что удорожание сырьевых товаров будет продолжаться и дальше.
Источник: Ведомости
+ Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
Читайте сегодня
- Пермяк добился ремонта своего дома через суд
- Более 5 тысяч пенсионеров Пермского края получат компенсацию взносов на капитальный ремонт.
- Сергей Будалин присвоил 2 миллиона рублей честных и ответственных березниковцев.
- В эти выходные состоится традиционная Строгановская регата
- Дом разваливается, а управляющая компания слилась из города
- Лето в городе: активный отдых в "Снежинке"
- Внимание: в Березниках планируется отключение воды на сутки
- Скоропостижно скончался атаман Марамыгин