Расходные итоги

Одним из главных итогов президентства Владимира Путина считается достигнутая макроэкономическая стабильность. Между тем к концу его президентства от этой стабильности осталась лишь оболочка. В результате смены вектора бюджетной политики и беспрецедентного роста государственных расходов в последние несколько лет макроэкономическая стабильность утратила прочную фундаментальную основу и теперь остается лишь заложником будущих цен на нефть.

Непроцентные расходы федерального бюджета выросли с 12,3% в 2004 г. до запланированных 18,3% в 2008-2009 гг. В начале путинского президентства они сокращались, достигнув минимума в 2004 г. Еще пять лет назад при разработке трехлетнего финансового плана на 2003-2005 гг. Минфин полагал, что в 2004 г. рост непроцентных расходов прекратится, в 2005 г. они будут сокращены до 11,9% ВВП. Президент Путин декларировал ограничение роста непроцентных расходов как ключевую цель бюджетной политики в своих бюджетных посланиях 2002-2004 гг.

Однако все эти планы провалились: рост доходов от нефтегазового экспорта послужил мощнейшим стимулом для ослабления бюджетной политики. Непроцентные расходы уже в 2006 г. превысили преддефолтный уровень 1997 г. (14,8% ВВП). Минфин планировал снижение расходов в будущем с 18,1% в 2008 г. до 16,5% в 2010 г. (такие цифры содержались в проекте трехлетнего бюджета на 2008-2010 гг., опубликованном в марте этого года), однако уже летом под давлением лоббистов был вынужден повысить прогноз до 18,3% ВВП в 2008-2009 гг. и 17,5% ВВП в 2010 г.

Вряд ли и этот уровень будет удержан: конец путинского президентства оказался ознаменован неимоверно разогретыми расходными ожиданиями общества и элиты. Люди знают, что у государства есть средства, и требуют их себе. Расходы даже в 20% ВВП — не катастрофа, но от ответственной бюджетной политики не осталось и следа. Популизм стал основой политической платформы всех политических сил, не исключая и «праволиберальные». Главным вопросом для нации стал вопрос «Когда мы будем делить наши деньги?». Лоббисты требуют денег на госинвестиции, популисты — на социальные программы.

Есть и системные факторы неизбежного роста расходов. Шансов на снижение издержек на госуправление не остается из-за провала административной реформы. Мощные новые реципиенты государственных средств создаются в виде госкорпораций. Давление расходных ожиданий проявляется со всех сторон — удерживать такую махину в дальнейшем будет вряд ли возможно. Именно это давление не позволило Алексею Кудрину отыграть предвыборное повышение расходов в 2008-2009 гг. Можно с уверенностью утверждать, что, кто бы ни был следующим президентом и премьером — Путин, Иванов, Медведев, Каспаров, Лимонов, — начиная с 2008 г. Россию ждет переход к менее ответственной и более агрессивной расходной политике. В особенности если в стране сменится глава Центробанка и/или министр финансов.

К концу путинского президентства фундамент макроэкономической стабильности в виде ответственной бюджетной политики оказался подорван. Остается надеяться лишь на то, что цены на нефть не упадут. Для многих вера в это уже практически стала религией.

Текст: Владимир Милов
(Автор – президент Института энергетической политики, опубликовано "Ведомости")

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


бюджет