Сдавайте ваших тараканов

Сотрудники российских компаний активно пользуются услугами корпоративного психотерапевта, но стесняются признаться, что им требуется такая услуга

Недавно в нашей рассылке появилось объявление о приеме психотерапевта в офисе — в рамках предоставляемой компанией «Ингосстрах» программы ДМС. Объявление вызвало живой интерес и приступ веселья у сотрудников. Желания посетить специалиста никто не высказал.

А несколько десятков опрошенных сотрудников российских компаний признались, что посещение корпоративного психотерапевта для них неприемлемо. «Работа с психотерапевтом подразумевает большую степень открытости. И мысль о том, что сказанное на приеме узнает кто-то третий, а уж тем более начальство, вгоняет меня в ступор»,— откровенно признается редактор издательства «Крылов» (Санкт-Петербург) Наталья Казимирчик.

«Мне страшно, что информация обо мне станет известна руководству или коллегам, что коллеги подумают: вот, зачастила к доктору, ну и что специалист может не подойти. Словом, сплошной напряг», — резюмирует директор PR-департамента компании R&I Group Елена Плюснина.

«В 2002 г. я работал в компании “Имидж.ру” (магазин компьютерной техники, интернет-кафе и фотоцентр),— вспоминает системный администратор Михаил Белов. — Однажды начальство отправило всех сотрудников компании на психологическое тестирование, по результатам которого двух человек уволили».

ПРИВАТНАЯ УСЛУГА
«В нашей компании сотрудники регулярно участвуют в тренингах, а во время испытательного срока проходят собеседование со специалистом по внутренним отношениям — это эффективная процедура, помогающая понять мотивацию будущего сотрудника и построить с ним правильные отношения»,— рассказывает HR-директор ИД Gameland психолог Михаил Степанов. После собеседования эксперт предоставляет заключение непосредственному начальнику соискателя, и тот принимает окончательное решение — брать сотрудника на работу или нет.

А вот консультирование сотрудников по личным проблемам и за счет компании в Gameland не принято. «Мы можем порекомендовать сотруднику специалиста для обращения в частном порядке и за пределами офиса», — рассуждает Степанов. «В России не всегда эффективно принимать клиентов по месту их работы»,— соглашается психотерапевт Иван Кириллов, который уже восемь лет является российским провайдером программы EAP (Employee Assistance Program), или программы помощи сотрудникам. EAP возникла в США около 35 лет назад для помощи страдающим от алкоголизма и наркомании, потом расширилась до психологического, психотерапевтического, юридического и финансового консультирования. Сейчас она очень популярна в США, Канаде, Франции, Великобритании. «В крупных компаниях есть эта программа, — подтверждает аналитик компании EDS (Великобритания) Татьяна Кузина.Мой начальник после развода сам прошел несколько сессий у терапевта».

ДЕЛО ЖИТЕЙСКОЕ
«Люди считают, что к психотерапевту надо обращаться, когда уже случилось что-то страшное, — комментирует Кириллов, — а ведь страшного можно избежать, если обращаться за помощью с текущими жизненными трудностями. Например, банальное выяснение отношений с супругой может сильно и надолго отвлечь человека от работы».

По признанию Кириллова, EAP до последнего времени в России клиентами программы были лишь крупные западные компании, которые подписывали на нее сотрудников-экспатов. «В этом году начали подписывать на EAP и российских сотрудников», — рассказывает Кириллов. Клиентов он не раскрывает, лишь сообщает, что это крупные нефтяные и индустриальные компании. В Москве их три. По оценке Кириллова, число подписанных на программу EAP сотрудников российских компаний дойдет в этом году до 1500 человек. Средняя стоимость EAP в России — 300 евро на человека в год.

«В компаниях, где работает более 500 человек, реальная финансовая выгода от EAP составляет 11%», — утверждает Максим Гончаров, кандидат медицинских наук, директор ООО «Центр позитивной психотерапии», провайдер программы EAP на Дальнем Востоке.

ХОТЯТ, НО СТЕСНЯЮТСЯ
«Впервые услуга “прием психотерапевта в офисе” была запрошена нашим клиентом, компанией, занимающейся финансовым консультированием, около трех лет назад, — рассказывает начальник управления по работе с корпоративными клиентами компании “Ингосстрах” Наталья Савичева. — Сейчас три наших клиента имеют такую опцию, и все три — с числом сотрудников свыше 1000 человек».

Один из них — ИД «Индепендент медиа», у сотрудников которого объявления о приеме психотерапевта каждый раз вызывают приступ веселья. Корпоративного психотерапевта ИД Огультач Ахмедову подобная реакция не смущает: «Я успеваю принять лишь мизерную часть желающих и просила руководство увеличить число приемов».

БУДЕТ БУМ
На вопрос, сотрудникам каких именно компаний психотерапевт показан особенно, Ахмедова, не задумываясь, отвечает: «Таким, как ваша». «Всем»,— еще более категоричен Кириллов. Степанов, совмещающий работу HR-директора Gameland с управлением собственной компанией UpVision (психологическое консультирование в бизнесе), утверждает, что интерес к корпоративной психотерапии за последние три года вырос в пять раз.

«В России скоро начнется настоящий бум корпоративной психотерапии, — уверен Кириллов. — По данным ВОЗ, 80% людей, обратившихся к врачу общей практики, нуждаются в услугах психотерапевта».

Но не все разделяют эту точку зрения. «У нас в компании работал психолог, — рассказывает директор по маркетингу компании “Форекс клуб” Алексей Павленко. — Потом мы поняли, что он нам не нужен, и заменили его ежемесячными корпоративными вечеринками. На них мы активно отдыхаем: играем в пейнтбол, катаемся на картинге, летаем на воздушном шаре. Русским людям вместо психолога нужен экстрим и, разумеется, выпить», — такой вывод делает Павленко.

КОМУ ЭТО ПОЛЕЗНО
В первую очередь помощь корпоративного психотерапевта показана тем, на ком лежит огромная ответственность: летчикам, водителям, говорит российский провайдер программ EAP Иван Кириллов. Во-вторых — тем, кто работает с людьми. В-третьих — сотрудникам консалтинговых и аудиторских компаний, чья работа стоит больших денег и связана с серьезным стрессом. По подсчетам Кириллова, в России услугами программ, аналогичных EAP, пользуются не больше 3% сотрудников, тогда как на Западе эта цифра достигает 10%.

Текст: Елена Мулярова, «Ведомости»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс