Малый вперёд

Текст: 
Ян Арт
На старте лизингом занимались случайные посредники

Буквально за пять лет лизинг из довольно экзотического продукта превратился в массовое явление. Оптимисты видят в нем палочку-выручалочку для малого бизнеса.

По оценке экспертов, российский рынок лизинга сейчас растет на 30-40% в год. Предполагается, что минимум пару лет подобные темпы сохранятся. А по объемам - $17,5 млрд по итогам минувшего года - отечественный лизинг стал лакомым объектом не только для «случайных» игроков, но и для крупных финансовых структур.

БУРНЫЙ ВПЕРЁД
Однако пока можно констатировать, что на этом рынке еще продолжаются процессы формирования ландшафта. Это связано с генезисом российского лизинга: он рождался как одно из направлений деятельности финансовых структур - перспективное, но не самодостаточное. На старте им занимались случайные посредники. В конце 90-х доминировал «лизинг поневоле»: был крупный производитель, который хотел что-то продать, был покупатель, у которого не хватало денег, и лизинг воспринимался ими как выход из положения.

Затем ситуация изменилась, лизинг пополнил продуктовые линейки банков. И наконец выросший спрос и появление официальной законодательной базы - в 1998 году принят закон «О лизинге» - дали лизингу возможность формироваться уже как отдельному, вполне самодостаточному виду бизнеса.

Эта предыстория породила, соответственно, три типа игроков на этом рынке. Во-первых, дочерние компании банков, в которых лизинг занял объемы, достаточные для автономного существования. Банковские «дочки» - «ВТБ-Лизинг», «Альфа-Лизинг», «Авангард-Лизинг», «Лизинговая компания УРАЛСИБ», «Райффайзен-Лизинг», «НОМОС-Лизинг», «ТрансКредитЛизинг» - занимают сейчас лидирующие места на лизинговом рынке. Вторая категория игроков - операторы крупных производителей техники и промышленного оборудования, для которых лизинг остается естественным продолжением политики стимулирования продаж своей продукции. Лидирующие места тут занимают компании «Ильюшин Финанс Ко», «Вольво Финанс Сервис Восток», «Скания Лизинг» и лизинговая компания «КАМАЗ». Третью когорту игроков формируют независимые лизингодатели - «РТК Лизинг», «РБ Лизинг», Europlan, «ФинСтройЛизинг», «Атлант-М Лизинг».

В результате, как отмечают эксперты, складывается нормальная конкурентная среда. «Уже сейчас наблюдается поэтапная либерализация условий: меньше ставки, длиннее сроки, - отмечает Диана Маштакеева, гендиректор Поволжского кредитно-финансового центра. - Так что с развитием этого рынка можно ожидать как заметного улучшения условий лизинга, так и расширения продуктов и услуг, предоставляемых лизингодателями».

Насыщение рынка имеет плюсы и для самих лизинговых компаний, поскольку лизингодатели получают доступ к более дешевым и длинным деньгам. В последние годы на российский лизинг стали всерьез смотреть как на возможную точку приложения капиталов. Знаковым стал дебют отечественного лизинга на рынке заимствований: компании «ТрансФин-М» и «РТК-Лизинг» провели первые размещения своих облигаций. А пару недель назад «ВТБ-Лизинг» заявил о намерении выпустить облигации на сумму 8 млрд рублей. Аналитики полагают, что свою роль сыграет бренд ВТБ, однако сам факт успешного размещения такого крупного заимствования будет означать, что лизинг утверждается и на фондовом рынке.

Одна из тенденций развития рынка: лизинг постепенно рассредотачивается по России. И хотя в списке крупнейших лизингодателей более 90% по-прежнему занимают московские и петербургские компании, регионы начинают «подтягиваться». Крупнейшие региональные игроки - лизинговая компания «КАМАЗ» (Татарстан), «АльянсРегионЛизинг» (Новосибирск) и некоторые другие - и сами ведут экспансию в другие регионы, составляя конкуренцию столичным коллегам.

Уязвимое место российского лизинга сегодня - мощнейший перекос в сторону автотранспорта. Однако ситуация начинает меняться и участники рынка констатируют рост и других направлений лизинга, в частности строительного и промышленного оборудования. «В настоящее время Россия переживает определенный строительный бум, - говорит Сергей Кирьянов, генеральный директор ООО «ФинСтройЛизинг». - К примеру, строительные компании, с которыми мы сотрудничаем, выполняют до 70% объема в строительстве жилья и дорог Москвы и Подмосковья, около половины - в строительстве аэропортов в Москве, Петербурге и Сочи».

По мнению Кирьянова, актуальными становится лизинг машиностроительной техники, энергетического, полиграфического и пищевого оборудования и IT-обеспечения. Это подтверждает и Сергей Рыбин, зампредправления банка «Стройкредит»: «Все больший спрос на лизинговые услуги наблюдается со стороны компаний, работающих в торговле, полиграфии, пищевой, деревообрабатывающей и строительной отраслях».

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс