Промедление смерти подобно

На минувшей неделе было принято решение о начале строительства обходного временного 6-километрового пути, из-за отсутствия которого ОАО «Сильвинит», а вместе с ним и вся территория севера Верхнекамья могут оказаться отрезанным от рынков и в целом от «Большой земли». Северный участок этой трассы длиной 1,8 тыс. км пройдет в районе 40-70 км от прежнего временного пути.

Железнодорожники взяли устные обязательства запустить дорогу к 1 января. Учёные ОАО «Галургия» и Уральского отделения Российской академии наук подписали документ с оговоркой: полную безопасность на части временного участка они не гарантируют. Постоянную же дорогу на участке Соликамск - Яйва раньше 2010 года построить считается невозможным.

Что будет происходить с «Сильвинитом» и северной территорией в целом в самые «жаркие» месяцы (декабрь-январь), а также в последующие, никто комментировать не решился. Трещина в почве может уже через 20 суток дойти до временного 800-метрового, продвигаясь со скоростью 2,5-2,6 км в сутки.

«Соликамску предлагаются лишь способы поддержки штанов»Сергей ДЕВЯТКОВ, глава Соликамска: Я согласен с ОАО «Сильвинит» в том, что остановка железнодорожного сообщения - это катастрофа для Соликамска. Грузооборот станции Соликамск в денежном выражении составляет 80-100 млн руб. или 30 тыс. тонн в день грузов на вывоз – несложно подсчитать, какие при этом отчисления в бюджеты, а, значит, и зарплаты бюджетникам замораживаются! Необходимо порядка 4 тыс. автомобилей для вывоза этих грузов ежедневно.

«Сильвинит» может отработать не больше недели, заполнив все свои складские и погрузочные площадки. Встанет он – остановится «Ависма» без карналлита, заморозится деятельность ЗАО «Соликамскстрой». Если же встанет магниевый завод, то его печи запустить заново практически будет невозможно. Завод «Урал» и «Соликамскбумпром» еще смогут «теплиться» на автотранспорте, хотя с такой логистикой возрастет себестоимость их продукции до нерентабельных пределов.

Сегодня есть серьезный повод для сомнений, что обходная 6-километровая железнодорожная ветка заработает даже к февралю. И в любом случае - сам по себе этот путь как поддержка штанов для территории. Говорят, что он пройдет по целику. О провале тоже говорили, что он будет ограничен диаметром в 290 метров - он же сегодня разрастается дальше. Шел на северо-запад, а сейчас повернул в сторону железной дороги. Никто не в состоянии на 100% спрогнозировать, как будут идти события под обходной временной трассой. Поэтому необходимо сразу делать упор на 53-км трассу Заячья Горка – Яйва. Сейчас все предприятия территории заявляют, что готовы вложиться в ее строительство. Эти средства должны вернуться им либо льготной тарифной политикой, либо другими методами. Но сегодня нет трассировки и до Яйвы.

Совместно с главой Соликамского района Юрием Шведовым мы давали два месяца назад свои пожелания о месте примыкания 6-ти и 53-километровой трасс. По нашему мнению, необходим обходной путь вокруг Соликамска, сопряженный в будущем с «Белкомуром», который должен идти параллельно автодороге Коса - Соликамск, обойти все подработки, пройти через Половодово, Третий рудник, Черное. Перспективное развитие города как раз и будет развиваться в ту сторону. Там же нужно будет строить и новый железнодорожный вокзал.

В любом случае ждать 2010 года для начала строительства 53 км трассы нельзя. Начинать надо было еще год назад.

«Из Соликамского тупика можно выбраться с помощью механизмов государственно-правового регулирования»Андрей КЛИМОВ, депутат Госдумы, доктор экономических наук: Проблема техногенной катастрофы Соликамско-Березниковского узла висела в воздухе по крайней мере 20 лет тому назад, и постановление совета министров СССР в конце 1960-х годов пыталось ее решить. До этого еще при Сталине рассматривалось строительство ветки, которая должна дублировать Транссиб и открывать выход через Архангельск на Урал, чтобы решать производственные вопросы на северо-западе европейской части России с выходом на Западную Сибирь и на Северный и Центральный Урал. В итоге эти темы вяло рассматривались, и приобрели остроту в последние советские годы. Тогда уже было понятно, что разработка месторождений калийных солей в двух горизонтах к добру не приведет.

Последние два года позиция РАО «Российские железные дороги» была такой: проблемы транспортного узла вызваны коммерческими рисками, которые были созданы коммерческими предприятиями, и которые теперь осложнили жизнь железнодорожникам, и с какого перепугу железнодорожники должны им строить.

Сегодня есть оптимистические и пессимистические прогнозы. На днях я встречался с Юрием Трутневым. Знаю, что он докладывал президенту РФ о том, что геологи называют разные сроки и сценарии. Владимир Путин ему ответил, что мы все равно должны быть готовы к самому пессимистическому варианту, и к 1 декабря запасная ветка должна быть пущена. В этой позиции ничего не изменилось.

Вместе с тем необходимо помнить, что временные маршруты все равно надо пробивать с учетом того, что говорит глава Соликамска Сергей Девятков. Прокладка пусть временного пути связана с вырубкой леса, засыпанием насыпи. И делать это надо в том направлении, которое обошло бы все пустоты и сомкнулось с генеральным направлением Белкомура, которое уже принято стратегией развития РЖД.

Кроме этого, не стоит забывать о транспортном партнерстве Северного измерения, по которому железнодорожный путь «Баренц Линк» подтверждает это же направление – решение о партнерстве подписано в этом году в Хельсинки Владимиром Путиным. У подземных процессов административных границ нет, значит, движение по единственно безопасному направлению неизбежно.

Я бы призвал власти сегодня действовать не только в режиме аврала. Хотя и это правильно. Но еще помнить генеральное направление на перспективу. В принципе, за социально-экономическую ситуацию в регионе отвечает один человек – губернатор. Он не Шива многорукий и должен уполномочить кого-то на решение проблемы. Меня некоторые чиновники успокаивают, что там все хорошо, там все рассосется, до февраля продержится. Не рассосется.

Финансирование строительства ветки Заячья Горка – Яйва запланировано на 2010 год. Но есть возможность использовать бюджетную ссуду, чтобы приблизить сроки начала реализации проекта. Бюджет любого уровня - из резервного фонда правительства или в счет будущих периодов (Министерство финансов РФ решает этот вопрос) - может ее запросить. В рамках трехлетнего бюджета дается бюджетная ссуда, которая будет закрыта также бюджетом – такое возможно, только надо работать с Правительством РФ!

Кроме этого, мы сейчас верстаем бюджет Пермского края. Если есть свободные остатки на его счетах, можно также дать бюджетную ссуду с закрытием ее через бюджет 2008 года, который сейчас проходит первое чтение, заложив в нем какую-то сумму или хотя бы проценты. Все решаемо!

Подготовила: Лариса Чичурина, Новый Компаньон
Фото: Березниковский Форум и архив «Иной газеты»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Сильвинит

Авария на Уралкалии