В спецэффектах помолясь, на поляков рать...
Если верить рекламам, «1612» Владимира Хотиненко — эпическое кинополотно, живописующее подвиг купца Козьмы Минина и воеводы Дмитрия Пожарского, которые в зафиксированном названием фильма году собрали ополчение, наконец-то прогнали из Москвы воцарившихся там поляков и положили конец русской Смуте.
Поскольку выход фильма приурочили к новому российскому Красному Октябрю (перескочившему с 7 ноября на три дня вперед и как раз посвященному изгнанию поляков), то резонно было предположить, что «1612» — фильм патриотический, назидательный и антиевропейский. Критикуете наш «Газпром»? Значит, опять покушаетесь на русские самобытность и суверенитет. Вот вам очередной ответ Чемберлену.
Но фильм Хотиненко оказался другим. Даром что спродюсирован таким нью-патриотом, как Никита Михалков. Это не псевдоисторический эпос (каковыми на поверку оказываются все исторические), а старая-старая сказка — про Ивана-дурака, который совсем не дурак, побивает вражеское войско волшебной оглоблей и даже саму царевну обаять (а потенциально и закадрить) горазд.
Особенность в том, что старая-старая сказка сделана при помощи новых-новых технологий. Что даже делает ее аргументом в споре о том, есть ли перспективы у российского коммерческого кино. Есть! «1612» убедительнее, нежели «Бой с тенью — 2» и уж тем более дилетантский «Код Апокалипсиса», доказывает, что наши режиссеры уже почти способны снимать размашисто-постановочные фильмы, не уступающие голливудским. И скоро будут способны совсем. Это дело даже не времени или техники, а денег. Достигнут наши кинобюджеты хотя бы четверти голливудских — будут вам ужо и какие надо осажденные крепости, и какая надо штурмующая их массовка.Хотиненко до без после
Владимир Хотиненко, будучи немногим младше Никиты Михалкова, всегда считался его преемником в новом режиссерском поколении. Среди его наиболее известных фильмов — «Зеркало для героя», «Рой», «Патриотическая комедия», «Макаров», «Мусульманин», «72 метра».Конкретнее про сказку. В «1612» почти нет Пожарского. Историческое в этом повествовании про суперхолопа, который и умелый фехтовальщик, и суперартиллерист, и (хотя только что страдал бурлаком на реках отчизны) рыцарскими манерами обладает, а в конце становится претендентом на пустующий царский престол, лишь титры. В фильме иногда возникают комментарии в виде титров, поясняющие, что в сей момент происходило в России реально.
Но и титры обрывочны. Так что было бы логично выдавать публике вместе с билетом на «1612» спецлистовку, содержащую этакую историческую правду-матку. Подобный опыт уже был — когда выходил фильм французского мастера кассовых зрелищ Жан-Жака Анно «Два брата» из жизни тигров. Слева на листовке пересказывались эпизоды из фильма. Справа всякий раз говорилось: «На самом деле тигры так себя не ведут».
Но что укорять Хотиненко исторической правдой? Он ее знает — уверяет, что увлекается Смутным временем с младых ногтей. Он сам знает, где и почему соврал. Он стремился сделать ленту приключенческую — и, молодец, сделал, причем такую необычную, которая сочетает вроде бы несоединимые киножанры.
Вот некоторые из них: это фэнтези (на экране постоянно присутствует слегка надоедливый единорог, которого в пятьдесят раз больше, нежели патриота Пожарского). Это лав-стори. Это авантюрный роман. Это боевик. Это (что покажется странным на фоне уже сказанного) кровавая военная драма с отрыванием ядрами рук, ног, голов и протыканием стрелами и саблями глаз и ртов. Это (еще раз повторим) патриотическая хрестоматия (но, как все хрестоматии, неполная и тенденциозная). Это фильм-аттракцион, каких у нас почти не снимали, уж тем более со времен двух «Дозоров», «ночного» и «дневного». Таких батальных и спецэффектных сцен, как при штурме поляками русской крепости, наше кино еще не знало.
В фильме смущает лишь одна лажа: семью Годуновых, по «1612», вырезали поляки. А по историку Соловьеву, вырезали свои же, предатели-бояре с конкретными фамилиями. В условиях государственно организуемой ксенофобии, которая постепенно становится новорусской национальной идеей, перекладывать убийства русских царей на интервентов, мягко говоря, не есть хорошо.
Текст: Юрий Гладильщиков
Фото: Сеть
+ Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
кинематограф
-
Затихают споры о двух отечественных фильмах: «Левиафан» и телесериал «Родина». Но ведь то, что сказал в своем фильме Андрей Звягинцев – именно русская классика. Бесовство – главная тема в русской литературе
-
Станислав Зельвенский посмотрел первую серию российского ремейка «Родины» – и хотел бы на этом остановиться
-
Мне кажется, все девочки любят фильмы о ведьмах. Или любили – в подростковом возрасте
Читайте сегодня
- Пермяк добился ремонта своего дома через суд
- Более 5 тысяч пенсионеров Пермского края получат компенсацию взносов на капитальный ремонт.
- Сергей Будалин присвоил 2 миллиона рублей честных и ответственных березниковцев.
- В эти выходные состоится традиционная Строгановская регата
- Дом разваливается, а управляющая компания слилась из города
- Лето в городе: активный отдых в "Снежинке"
- Внимание: в Березниках планируется отключение воды на сутки
- Скоропостижно скончался атаман Марамыгин