НОВОГОР отвечает на упрёки

Так получилось, что «НОВОГОР-Прикамье» был в центре внимания всей прошедшей недели в Березниках. Две аварии подряд на водопроводных сетях, разговоры о повышении тарифов… «Новая газета-1» решила выяснить ситуацию из «первых уст»: мы беседуем с директором березниковского филиала ООО «НОВОГОР-Прикамье» Алексеем Мальцевым.
Напоминаем: БФ «НОВОГОР-Прикамье» – арендатор всех коммунальных сетей в городе (водоканал, теплосети, электросети, очистные сооружения). Собственником сетей является муниципалитет. Договор аренды заключён сроком на 30 лет.

– Алексей Борисович, эта авария на водозаборе «Усолка» – уже третья за год. С чем это связано?
– В сентябре, как вы помните, авария произошла из-за того, что лесорубы валили лес и завалили линию электропередач на 110 кВ, и основную, и резервную. Встала подстанция водозабора. Кстати, не исключено, что причина нынешней аварии – это последствия гидроудара, который произошёл тогда из-за резкой остановки насосов. Трубы рвутся именно из-за таких гидроударов… В воскресенье, 4 ноября, вышел из строя третий сборный водовод на «Усолке». Сборным он называется потому, что собирает воду с определённого количества скважин. Остановка одного водовода – это не так серьёзно, запас воды в резервуарах есть, хуже, что это произошло в выходной день, когда все дома и разбор воды больше обычного. Когда отправили туда ремонтную бригаду, она же обнаружила, в процессе работ, что на соседнем водоводе – четвёртом – пошёл из-под земли фонтан, то есть там тоже порыв… Тогда масштаб аварии стал серьёзным, потому что такое количество скважин нам резервировать нечем. Пришлось принимать экстренные меры, направлять туда технику и людей, работать круглосуточно. К вечеру понедельника куски разорвавшихся чугунных труб заменили стальными, зачеканили. Запустили на промывку, а через четыре часа после запуска – уже во вторник, 6-го, ещё даже не закопав трубу, через десяток метров на соседнем участке был обнаружен аналогичный свищ – труба лопнула вдоль. Раскопали и меняли дальше. Но там уже было попроще, только один водовод не работал, и скважин хватало. Нехватку воды испытывали только жильцы верхних этажей домов в районах Абрамово и Второй горбольницы. Только в те 12 часов, когда не работали оба водовода, около трети территории города обеспечивалось водой в ухудшенном режиме, то есть вода то появлялась, то пропадала. У нас в городе перепад высот порядка 80 метров, и, когда давления в сети не хватает, вода в сети просто стекает по рельефу местности.

– У нас в городе два водозабора, «Усолка» и «Извер». Объёма воды, которые там добывают, хватает на город?
– Водозабор «Усолка» производительностью до 70 тысяч кубометров воды в сутки, и «Извер» – 20-25 тысяч кубометров в сутки. В принципе, городу в обычном режиме хватает и 60 тысяч кубов. Просто бывают пиковые нагрузки, которые мы покрываем контррезервуарами, в них входит 6-10 тысяч кубометров воды. Их несколько в городе – в районе «Околицы», рядом с бассейном «Содовик». Контррезервуары работают как своего рода аккумуляторы: ночью мы закачиваем туда воду, а в часы пиковых нагрузок насосы выбирают оттуда воду, чтобы держать в сети постоянное давление. Если бы не было этих резервуаров, отключения происходили бы гораздо болезненнее…

– Сколько лет этим трубам, которые разорвались?
– Столько же, сколько водозабору – около сорока. Это чугунные трубы, они достаточно долговечные и меньше поддаются коррозии, чем стальные, срок их эксплуатации 50–60 лет. Мы даже не планировали их к замене, по всем нормам, они должны ещё стоять. Для нас самих эта авария стала неожиданностью, но, конечно, если такие повреждения примут систематический характер, придётся что-то предпринимать.

– Какой-то мониторинг сетей ведётся?
– На водопроводных сетях есть система дросселирования, там стоят и манометры, и специальные приборы, которые уменьшают или увеличивают давление в трубе. Иначе как определить утечки, трубы же на 2-3 метра под землёй. И есть такой показатель, как частота отказов на 1 километр сети, он показывает аварийность того или иного участка, надо его менять или нет. По науке, количество отказов зависит от степени сложности системы, количества сочленений в ней, а наши сети тянутся на сотни километров…

– Как вы оцениваете потери воды в сетях водоснабжения и водоотведения?
– От 26 до 30 процентов. Это и промывки сетей после аварий, до достижения положительных санитарных показателей, и проверки пожарных гидрантов, и потери во внутридомовых сетях.

– На сколько повысятся тарифы на воду в 2008 году?
– «НОВОГОР» тарифы не устанавливает. Есть постановление правительства, в котором прописаны предельные уровни повышения тарифов для каждого региона и на каждый год до 2010 года. По Пермскому краю на 2008 год, если я не ошибаюсь – 17,5 процента. Есть правительство, есть администрация, есть региональная энергетическая комиссия – регулирующие органы, которые устанавливают тарифы на территории города Березники. «НОВОГОР» готовит материалы, экономическое обоснование тарифов. Обязанность оператора коммунальных сетей – подготовить правдивую информацию для собственника сетей: сети в таком-то состоянии, необходим такой-то ремонт. Конечно, если сложить все «хотелки», может получиться повышение и на 300, и на 1000 процентов. Но дело собственника и арендатора сетей – найти компромисс, договориться, что мы делаем сейчас, а что на следующий год, найти источники финансирования, попасть в федеральную целевую программу, в городской бюджет. Это серьёзнейшая, большая работа, тут главное – правильно расставить акценты. Это вопрос состояния сетей, потому что тут чудес не бывает. Можно вообще тариф не повышать, даже снизить – но что получится?

– Есть ли у Новогора программа комплексного развития инфраструктуры города?
– Обязанность составления программы комплексного развития города лежит на органе местного самоуправления и должна утверждаться Городской думой. Это прописано в Федеральном законе №210. Поскольку почти вся инфраструктура Березников арендуется «Новогором», муниципалитет попросил нас разработать эту программу. «Новогор» согласился и вложил в её создание собственные средства, так как для бюджета города несколько миллионов рублей – сумма значительная.

Впервые программу комплексного развития мы анонсировали, подчеркну, анонсировали, а не вносили, ещё в 2005 году. Мы вместе с московскими разработчиками показали депутатам принципы её построения, не получив, кстати, ни единого возражения. В мае 2007 года программа комплексного развития была готова и представлена городской Думе и администрации города. Каждый депутат получил её в печатном виде и на электронном носителе. От администрации города в адрес разработанной нами программы мы получили определённые предложения и замечания, но ни один из депутатов Городской думы не высказал каких-либо предложений и замечаний. Затем случился провал, последовало массовое строительство на Правом берегу, где «Новогор» выступил генеральным подрядчиком по строительству всех коммуникаций. «Новогору» стало очевидно, что программа требует корректировки, принимать её в имеющемся виде – бессмысленно. В августе я попросил руководство компании «Новогор-Прикамье» отправить официальное письмо главе Березников с просьбой отозвать программу на доработку. Скажу одно: программа будет принята в любом случае. Другое дело, что ситуация в Березниках в связи с аварией на БКПРУ-1 не имеет полной ясности. Это осложняет даже краткосрочные прогнозы, а тем более долговременное планирование.

Текст: Галина Гусева, «Новая газета-1»
Фото Игоря Фалько

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Галина Гусева