Раскинем карты

Текст: 
Ян Арт

У меня их восемь. Я все время путаю их номера и забываю, с какой лучше сходить в ресторан, а с какой - предпочтительнее шопинг. Из-за них в моем бумажнике почти никогда нет наличных … Нет, я не о девушках. Я о пластиковых картах. Недавно я вносил очередной платеж по кредиту, взятому в Ситибанке. В соответствии с некоторыми особенностями профессии днем я сплю. А трапезничаю, пишу статьи и общаюсь ночью. Визиты в банки для меня тоже сподручнее совершать в лучших традициях гангстерских боевиков - под покровом тьмы. Благо повсеместное появление банкоматов с функцией cash-in (внесение наличных) это позволяет.

Правда, не всегда устраивает. Полночь. Офис банка. В комнате двое – я и банкомат. Видимо, в нем что-то разладилось и мой конверт с деньгами подлое устройство с противным чавканием зажевало. Что вы сделаете в подобной ситуации? Правильно, нагнетесь посмотреть, кто там такой умный. В этот момент над головой что-то щелкает и на экране появляется надпись: «если вы не забрали свою карту в течение 30 секунд, автомат автоматически блокирует вашу карту». Оглядываюсь в поисках служебного телефона. Есть труба. Поднимаю ее и слышу мелодичный голос автоответчика: «Для соединения со специалистом введите 16-значный номер вашей карты»… А для того, чтобы извлечь мою карту и посмотреть ее чертов номер, мне и нужен специалист…

В итоге пострадала урна. Больше врезать было некому. А через неделю мне позвонили из банка и предложили забрать спасенный «пластик». Заодно выяснилось, что эта история – отнюдь не попытка банка составить конкуренцию Михаилу Задорнову. «А что не так? – спросили меня в банке. – Номер карты надо помнить наизусть». Осмелюсь напомнить: у меня их восемь…

И это, судя по всему, не предел. По мнению аналитиков, рынок пластиковых карт в России находится еще на этапе становления. По итогам первой половины 2007 года в стране числится более 92 млн. банковских карт – менее одной на каждого жителя. В мире на каждого человека приходится в среднем более трех карт. Но, судя по темпам роста российского «карточного» рынка (с 2003 года он увеличился вчетверо), года через три мы догоним общемировой уровень.

Лидеры роста - Инвестсбербанк, у которого объемы эмитированных карт за год (с 1 июля 2006 года по 1 июля 2007 года) составили 533%, Альфа-банк (126,3%), ВТБ 24 (88,9%) и «Русский стандарт» (72,3%). Более скромный темп у Сбербанка, однако по количеству карт он держит пальму первенства, эмитировав почти четверть российского банковского «пластика» (20,14 млн. штук). А в целом в карточный бизнес вовлечены не только лидеры рынка, но и игроки второго и третьего эшелонов. По данным Центробанка эмиссию «пластика» осуществляют 727 из более чем 1100 российских банков – то есть практически все банки, занимающиеся розницей.

О победном шествии «пластика» говорят не только количественные показатели, но и расширение ареала его применения. По статистике, в первой половине года с использованием пластиковых карт совершено 758 млн транзакций на общую сумму 2,8 трлн рублей. За год частота использования россиянами карт растет примерно на треть, хотя наблюдатели отмечают, что карта еще не стала для россиян привычным средством «расплаты». «Россияне, которые хотят повысить уровень безопасности своих средств, используют дебетовые карты, - отмечает Филипп Дельпаль, генеральный директор российской «дочки» Cetelem – подразделения банковской группы BNP Paribas. - При этом все еще небольшое количество клиентов непосредственно рассчитывается с помощью пластиковых карт, многие предпочитают снимать деньги с карт в банкоматах».

Тем не менее, говорит Дельпаль, российский рынок карт становится все более цивилизованным. Прежде всего - благодаря изменениям в отношении к этому продукту со стороны самих банков, которые делают возможности «картовладельцев» более комфортными - отменяют скрытые комиссии, увеличивают сроки действия карт и льготные периоды кредиток, расширяют список сервисов (таких как «мобильный банк», Интернет-банкинг) и сети банкоматов. Есть и встречное движение – в России практически не осталось супермаркетов, торговых центров и ресторанов, где нет возможности расплатиться «пластиком».

ОТ ЗАРПЛАТЫ К КРЕДИТУ
Рынок банковских карт неоднороден. В последнее время наибольшими темпами растет самый перспективный его сегмент - эмиссия кредитных карт. Например, по итогам прошлого года их количество увеличилось на 85%, в то время как дебетовых – лишь на 32%.

«Сегодня банки расширяют ряды обладателей пластиковых карт за счет двух основных источников - зарплатных проектов и потребительских кредитов с использованием пластиковой карты (кредитки), - говорит Эмиль Юсупов, шеф департамента розничных банковских продуктов Абсолют Банка. - Появление у клиента пластиковой карты по зарплатному проекту, как правило, не зависит от его желания или сознательного выбора. Это - решение работодателя. Владельцы таких карт начинают их использовать прежде всего как инструмент хранения и снятия наличных, но постепенно вовлекаются и в процесс осуществления платежей. А «протестировав» основные преимущества «пластика», многие обращаются в банк за предоставлением им кредитной карты. Эта специфика российского рынка пластиковых карт определяет основные тенденции его развития на ближайшую перспективу: банки заинтересованы в одновременном развитии как расчетных, так и кредитных карт и в дальнейшей популяризации услуги, которая становится все более привлекательной для потребителей».

Как отмечает Дельпаль, рынок карт в России изначально начинался с дебетовых продуктов, в то время как зарубежные рынки начинали с кредитов. Постепенно с ростом кредитной инициативы россиян доля дебетовых карт снижается.

Впрочем, дебетовый сегмент по-прежнему расценивается участниками рынка как весьма перспективный. Во-первых, государство, озабоченное проблемой «черной» обналички и отмывания сомнительных денег, судя по всему, готово стимулировать рынок безналичных платежей и в парламентских кулуарах уже лежит несколько законопроектов на сей счет. Во-вторых, самим банкам выгодно стимулировать в клиентах тягу к зарплатным проектам, себестоимость обслуживания которых ниже цены классических кассовых операций. К тому же в условиях затягивания поясов на мировом рынке межбанковских заимствований так называемые «остатки на счетах» (то есть деньги, которые остаются лежать на вашем текущем счете) начинают представлять для банков все больший интерес в качестве удобных оборотных средств.

Перспективы кредитных карт еще более масштабны. «Сегодняшняя принципиальная тенденция - «вытеснение» дорогих экспресс-кредитов более дешевыми кредитными картами, - отмечает Николай Корчагин, генеральный директор финансового супермаркета «Кредитмарт». – Да, уровень финансовой грамотности населения России еще низок и сдерживает «карточное» развитие, но он быстро растет. Многие начинают понимать, что экспресс-кредит с эффективной процентной ставкой порядка 50% годовых – далеко не идеальный способ покупок. Кредитная карта с более низкой процентной ставкой, обладающая льготным периодом оплаты и рядом других преимуществ подходит для этих целей куда лучше. Кроме того, кредитка может быть использована для реализации других задач – например, бронирование отелей или билетов, аренда автомобилей (в Европе за наличные авто не арендуются) и проч. Так что тенденция роста рынка кредитных карт будет не только сохраняться, но и усиливаться».

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


российские банки