Обыкновенный москвизм

Текст: 
Ян Арт

Неожиданный поворот - редактор попросил меня сделать статью о великомосковском шовинизме и его проявлениях. И рассказал о наглядном символе этого самого «москвизма»: «Не знаю, как, собственно, в Москве, а в Питере москвича за рулем видно за версту по откровенно хамской манере вождения. А под «московской парковкой» у нас подразумевают манеру ставить машину по диагонали… У Михаила Задорнова есть на эту тему хлесткая фраза: «Американцы ведут себя в мире, как москвичи в России"…

Московское жлобство давно притча во языцех. Слишком давно, чтобы не стать одной из определяющих лицо России социальных черт. Причем процесс этот эволюционировал вне зависимости от эпох и властных форматов. Начиная от времен боборыкинского «Китай-города», когда купеческая Москва подминала страну, и завершая советскими временами, когда москвичи волею партии и правительства окончательно превратились в особую касту. Освобожденную от необходимости стоять в очередях за молоком, от талонов на масло, от возможности видеть мандарины только на новый год. Именно «освобожденную», а не «свободную» – это две большие разницы, как якобы говорят в Одессе.

Собственно говоря, именно тогда жлобство было успешно превращено в норму жизни. Это логично: любой психолог объяснит природу этого явления как компенсацию зависимости. Любой зависимости – от ощущения собственной необразованности и несостоятельности, от бедности, от необходимости молчать пред лицом начальства и, как сказал когда-то г-н Вишневский, оставаться «незамеченными с мавзолея».

Картинка – прямо про нас. И крах совдеповского режима мало что изменил – во всяком случае в первое постсоветское десятилетие. Поскольку мы резко оказались в капитализме, причем в капитализме уровня эдак конца позапрошлого века, - с его еще большей зависимостью от начальства-хозяина и еще большим ощущением бедности на фоне впившихся в ананасы и рябчики «буржуев».

Впрочем, на дворе 2007-й, а не 1997-й. Разница ощущается не только во всеобщей телефонной «мобилизации» страны и вылизанных супермаркетах на месте прежних забитых ликером «Амаретто» киосков.
- Кажется, совковое жлобство уходит в Лету, - заметил не так давно мой друг, когда мы разговорились на темы экономического самочувствия воспрявшего (более 80 долларов за баррель) Отечества.

УХОДИТ? ИЛИ МЕНЯЕТСЯ?
Лет двенадцать-тринадцать назад на вечеринке в моей квартире некая московская девица радостно ойкнула, увидев на плите железный чайник с носиком.
- Какая прелесть! – заметила она с нескрываемым чувством собственного превосходства. – Напоминает о моей бабушке, у нее дома такой же...
Девица вызывала у меня почти такое же раздражение как Рената Литвинова, рассуждающая на экране об «искуйссссстве». И посему я напомнил уже не о бабушке, а том, что, мол, «недавно, милая, в советских пионерах бегала и не надо делать вид, что с пеленок Тефаль пользовала». Словом, что-то вроде: Вы не были на Таити? – Таити-Гаити… Нас и тут неплохо кормят.

Мы меняемся… Хотя, конечно, медленно. Когда приземляется самолет, дюжина человек в салоне еще хватается за мобильный. Лет десять назад это было традицией: обладателям мобильников всегда нужно было крайне спешно известить жену, приятеля или секретаршу о своем приземлении. Дабы продемонстрировать окружающим самый главный на то время символ разделения общества – мол, я не тварь дрожащая, а мобильный имею…

Но подавляющее большинство уже сумело каким-то чудом осознать, что мобильников в стране стало больше, чем населения.

Мы меняемся… Истинный московский снобизм ныне выглядит даже изящно - как яйцо Фаберже рядом с аляповатой матрешкой. Хотя об «истинном» говорить затруднительно в силу причин исторических и экономических.

С началом 90-х, сразу по окончанию Московского университета, я почти возненавидел этот город и «эмигрировал» работать в провинцию. Правда, объяснять провинциалам причину столь странного телодвижения - «все туда, а ты обратно?» - было затруднительно. Потому как основными носителями моей нелюбви стали как раз именно эти самые милые провинциалы – те из них, кто перебрался в первопрестольную. Именно эти длинношеие мальчики и мужиковатые девицы, приехавшие завоевывать успех любой ценой, больше всех презрительно задирали нос пред всем «нестоличным». Именно они привнесли в Москву сомнение в том, есть ли жизнь за МКАДом. И именно они уверяли, что жизни там нет. И были по своему правы. Потому что их собственное бытие – это не жизнь, а сплошная борьба за существование.

Забавно: они оттеснили почти повсюду коренных москвичей, оставив последним разве что места школьных учителей или почтовых клерков за несколько сотен долларов в месяц. Впрочем, о «коренных» говорить тоже трудно. Потому как «коренные» - в основном тоже пришлые, потомки приехавших раньше активистов комбедов и выслужившихся большевистских чинуш. Как известно, история повторяется дважды, в данном случае – один раз в виде сталинской трагедии, второй – в виде современного фарса.

С ПЕРЕМЕННЫМ УГЛОМ ОТРАЖЕНЬЯ
И все таки – мы меняемся. И меняются наши представления - в зависимости от привычек и обстоятельств. У петербуржца один взгляд, у москвича – другой. Редактор «БП» не ошибся, отметив московскую парковку. Вот только генезис у нее иной. По диагонали машину ставит как раз-таки благовоспитанный москвич. Потому что в забитой автомобилями столице ныне парковаться принято именно «елочкой» - чтобы поболе влезло. А того, кто в людном месте поставит авто параллельно кромке тротуара, в Москве наоборот сочтут хамом и жлобом.

Лет пять-семь назад москвичи даже уступать дорогу друг другу стали – слишком тесно было на дорогах, чтобы переть напролом. И «Мерседес» мог любезно уступить приоритет «Запорожцу». Впрочем, жизнь циклична. Сейчас опять на московских дорогах прав тот, кто наглее. Новое поколение село за руль – как раз те самые длинношеие мальчики, которые освоились в столице; да еще и кредитный бум сподвиг всякого желающего влезть в авто.

Так что можно предположить, что скоро петербуржцы начнут парковаться по диагонали. А пока… Пока остается актуальной разность восприятия. Мы по-прежнему стоим «на плоскости с переменным углом отраженья».

И на этой плоскости жлобство не столь уходит, сколь трансформируется. Да, становится тоньше. Но - уходит глубже. В самые основы жизни.

Банальная история – взмах полосатой палки в ночи заставил меня притормозить машину у московского милицейского патруля. Проверка документов. После чего мне желают счастливого пути, а моего пассажира – коллегу, приехавшего погостить из Казани – намерены препроводить в отделение. Причина – отсутствие московской регистрации.
- Да он только два дня как приехал! – возмущаюсь я.
- А где билет? Билет надо сохранять как доказательство, что недавно приехал, - радостно ответствует толстощекий сержант.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс