С Новым Поездом вас!

Информационное сообщение оперативного штаба при комиссии по чрезвычайным ситуациям Пермского края от 29 декабря 2007 г.: 28 декабря 2007 года состоялась пробная обкатка 6-километровой железнодорожной ветки в г. Березники.

Напомним: в октябре 2006 года после аварии на руднике БКПРУ-1 ученые предупредили, что в месте прорыва водозащитной толщи, послужившего причиной затопления рудника, возможно образование провала. В зону возможного провала попала часть федеральной железной дороги. В целях обеспечения бесперебойного транспортного сообщения в Березниковско-Соликамском узле в короткие сроки, к январю 2007 года, была построена временная резервная обходная железнодорожная ветка протяженностью 850 метров. После образования провала (в июле 2007 года) федеральная железная дорога, попавшая в опасную зону, была разобрана. И, начиная с августа 2007 года, движение грузовых поездов по маршруту Соликамск-Пермь осуществляется только благодаря резервной ветке.

После аварии на БКПРУ-1 на государственном уровне было принято решение о финансировании и строительстве 53-километрового обходного пути Соликамск-Яйва. Однако строительство столь крупного объекта займёт не менее двух лет. В целях недопущения негативных последствий аварии на БКПРУ-1 Правительственная комиссия, созданная в январе 2007 года, обязала ОАО «РЖД» одновременно с проектированием обходного пути построить объездной 6-километровый участок железной дороги. В случае пессимистического развития ситуации в зоне провала новая резервная дорога позволит обеспечить безопасность железнодорожных грузовых перевозок Соликамско-Березниковского промышленного узла до ввода в строй 53-километрового обходного пути.

В октябре 2007 года в связи с развитием провала и расширением его в сторону временной железнодорожной ветки Правительственная комиссия под председательством министра природных ресурсов РФ Ю.П. Трутнева обязала ОАО «Российские железные дороги», Росжелдор, Правительство Пермского края обеспечить ввод в действие обводного железнодорожного пути не позднее 1 января 2008 года.

Вопрос строительства 6-километрового железнодорожного пути взял под свой контроль Президент РФ Владимир Путин. Выступая 13 ноября на заседании Госсовета в г. Красноярске, Владимир Путин подчеркнул, что председатель российского правительства, министерства финансов и экономического развития должны обратить особое внимание на серьезность данного вопроса. Кроме того, Владимир Путин призвал руководство ОАО «РЖД», в частности главу ОАО «РЖД» Владимира Якунина, ускорить строительство обходной железной дороги. Контроль за решением этой задачи Президент РФ возложил на премьер-министра Виктора Зубкова.

Новая 6-километровая резервная дорога состоит из нескольких участков, огибающих потенциально опасные зоны, где возможны проседания земной поверхности.

Игорь Набойченко, главный инженер Свердловской железной дороги ОАО «РЖД»: «Самым сложным в этой работе были сроки: на такие работы обычно отводится в два-три раза больше времени. Но мы понимали, что по-другому нельзя, ведь в случае пессимистического развития ситуации, связанной с аварией на БКПРУ-1, без железнодорожного сообщения остались бы десятки предприятий северного района Пермского края. А это не только большие финансовые потери, но и социальные. Поэтому вопроса о том, успеем или нет, не стояло. Мы обязаны были успеть, поэтому изначально выстроили процесс так, чтобы уложиться в назначенные сроки. Очень слаженно работали и строители, и эксплуатационники. Те вопросы, которые мы не могли решать сами, решали с помощью краевой власти. Очень активно проявила свою позицию и администрацию города. Особо хочется отметить энергетиков и калийщиков. Они не только своевременно подготовили фронт работ для прокладки пути по территории своих предприятий. Калийщики, к примеру, помогали и в решении тех вопросов, за которые они формально не отвечали. Мы называем строительство обводного пути спасательной операцией. И то, что работа завершена успешно, - заслуга всех участников строительства».

Строительство резервного пути началось с прокладки самого длинного участка протяженностью около 4 километров, расположенного вне жилой и промышленной застройки – в лесной зоне. Восточный участок обводного пути протяженностью 1,8 км проходит по территории ТЭЦ-10 ОАО «ТГК-9» и ОАО «Уралкалий».

Александр Шаповалов, директор ТЭЦ-10: «Главная задача, которая стояла перед энергетикам, – демонтаж газопровода протяжённостью около полутора километров, оказавшегося на пути обходной железнодорожной ветки, и монтаж нового. Кроме того, пришлось демонтировать здание механической мастерской, мазутное хозяйство (сливная эстакада, железобетонные мазутоловушки, подземное хранилище). Работа была срочной и напряжённой, поэтому привлекали не только специалистов предприятия, но и подрядчиков. К ночи 4 декабря путь для новой дороги был подготовлен».

Сергей Дьяков, заместитель генерального директора ОАО «Уралкалий»: «За прошедшее после аварии на БКПРУ-1 время, благодаря комплексному мониторингу ситуации, мы получили от ученых более подробную информацию о том, как будет развиваться провал. На основании этих расчетов было принято решение вывести новую резервную железную дорогу вглубь Первого рудоуправления – как можно дальше от провала. Чтобы подготовить площадку для железнодорожников, «Уралкалию» предстояло за месяц демонтировать 16 промышленных объектов. А поскольку основная часть их связана с обеспечением действующего производства, необходимо было перенести трубопроводы, кабельные и другие жизненно важные объекты на новое место. Нам пришлось привлечь несколько крупных подрядчиков, работы велись круглосуточно, независимо от погоды. Задача, поставленная перед нами Правительственной комиссией, была выполнена в срок».

Сжатые сроки, которые были поставлены Правительственной комиссией, требовали четкой согласованности действий всех участников строительства обводной 6-километровой ветки. С самого начала строительства городской оперативный штаб при комиссии по чрезвычайным ситуациям Пермского края, возглавляемый мэром г. Березники, взял на себя координацию работ и свою задачу выполнил.

Андрей Мотовилов, глава г. Березники: «Новая ветка должна была быть сдана 1 января 2008 года. Но как мы видим, первый поезд по ней пошел уже сегодня. Чтобы этого добиться, все участники строительства, каждый на своем фронте, приложили неимоверные усилия. И «Уралкалий», и «ТЭЦ-10», и «Пермдорстрой», и железнодорожники работали круглыми сутками, осуществили огромный фронт работ, и с честью выполнили поставленную перед ними задачу. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что стабильность грузовых перевозок крупнейших предприятий Березников и Соликамска обеспечена. Сделано все, чтобы заводы не остановились и люди продолжали спокойно трудиться и жить».

Во второй половине дня 28 декабря началась пробная обкатка 6-километрового железнодорожного пути. Сначала по новому участку железной дороги прошел контрольный локомотив, проверивший состояние контактной сети. А в 21 час. 51 минуту со станции Березники по новой ветке отправился в Пермь грузовой поезд №3032. В составе поезда – 34 вагона, груженых минеральными удобрениями.

После аварии на руднике БКПРУ-1 движение грузовых составов в Березниковско-Соликамском узле не прекращалось ни на один день. В среднем на этом участке проходит ежедневно до 9 составов – в обоих направлениях. От железной дороги напрямую зависит производственная деятельность таких крупных предприятий, как «Уралкалий», «Сильвинит», «Азот», «Ависма», «Соликамскбумпром», налоговые отчисления которых составляют 25% бюджета Пермского края.

Сейчас прохождение грузов предприятий северных районов края производится по резервной ветке. В случае негативного развития ситуации в опасной зоне движение будет осуществляться по новому обходному пути.

Текст: Пресс-служба оперативного штаба при Комиссии по чрезвычайным ситуациям Пермского края
Фото Игоря Фалько: за несколько дней до

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Авария на Уралкалии