Правило маятника

Однажды знакомый полковник госбезопасности, который в ту пору был майором КГБ, рассуждая о развитии общественной ситуации сказал… Надо отметить, что беседа проистекала лет двадцать назад в смутные 80-е годы прошлого столетия, которые казались смутными в сравнении с предыдущим двадцатилетием брежневщины, а 90-х годов ещё никто не представлял. … И время юности прекрасной, мосье прогнали со двора…

Ох, прошу прощения, уважаемый читатель, воспоминания ассоциацией влекут пушкинские настроения. Так вот. Тот майор КГБ, ещё не будучи полковником, но являясь, как принято в этом ведомстве, вполне компетентным для философических обобщений, сказал: «Общество развивается подобно маятнику. Долгое время маятник держали с одной стороны. Теперь его отпустили и он, конечно, качнулся в другую сторону. Но через некоторое время, достигнув высшей точки, он качнётся обратно. Это неизбежно».

Повторю: дело было во второй половине 80-х годов прошлого столетия и тогдашняя «гласность» и «демократизация» казались верхом свободомыслия и крайней степенью нигилизма. Их и имел в виду мой собеседник, говоря о движении маятника. И под неизбежным возвращением маятника назад подразумевалось, естественно, возвращение из той точки общественного развития, в которой страна находилась тогда. Впрочем, тогда очень и очень немногие сомневались в незыблемости социалистического государства, СССР и всего, что составляло общественную жизнь в течение почти всего ХХ века. Кстати, то, что так говорил офицер КГБ, которая в ту пору действительно была самой осведомлённой структурой, вполне демонстрирует, насколько на самом-то деле ДОЛГО и насколько высоко удерживался исторический маятник «с одной стороны». Ведь если бы недолго и невысоко – недолгим и недлинным было бы его движение и в сторону «гласности» и «демократизации». А оно вон как получилось, и 90-е захватило, и чуть до тотальной анархии не дошло.

И казалось мне, что не очень был прав в 80-е годы тот майор, который в 90-е стал полковником. Маятник качнулся много дальше. Однако в 2007 году, мельком заглядывая в экран рукоплещущего телевизора и проглядывая (исключительно иногда) аплодирующие березниковские, и неберезниковские газеты, случайно оказавшись в зале, где публично выступает какой-нибудь единоросс или даже видя во время публичных мероприятий упоение собственной значимостью лидеров Молодёжного парламента (блин… «Партия! Дай порулить!»), мысль возникает неизбежно. А наверное тот майор всё-таки был прав…

Ещё одно забавное из воспоминаний 80-х. Один из студентов исторического факультета ПГУ, который вовсе не был ни диссидентствующим элементом, ни правоборцем, а был просто-напросто будущим начальником Камской археологической экспедиции написал в те самые годы:

Пройдёт ещё чуть четверть века
И повторится всё, как встарь:
Ночь, улица, фонарь, аптека
И Генеральный секретарь…

Примерно четверть века этому стиху. Правило маятника, похоже, рулит. Нет, не так?

Собственно, на этой грустной ноте можно было бы и закончить. Однако: зачем? Маятник, так маятник, пусть и так. Маятник-то раскачивается. Долго удерживаемый в одном положении маятник неизбежно, очень сильно, быстро качнётся в другую сторону. Мы это видели. Затем он начнёт движение вспять. Мы это видели. Но – следите за маятником – достигнув следующей высшей точки, он снова начнёт движение в обратном направлении. И будет качаться до тех пор, пока не замрёт в равновесии. Причём (что характерно. Вы следите за мыслью и маятником?) всякий раз его высшая точка будет находиться ниже предыдущей. И задерживаться в этой точке он будет гораздо меньшее время, меньше будет момент поворота.

Если переложить на исторические реалии, то высшей точкой на «той стороне» была кровавая диктатура, когда миллионы легли, пока маятник стремился совершить обратное движение, а его не пускали. А может и не так, может, когда после анархии начала ХХ века маятник качнулся в сторону кровавой диктатуры, его в этом положении взяла крепкая рука и удержала в том положении. Но исторический механизм – штука мощная, все пальцы изрезал и рука отпустилась, и снова качнулся маятник, чуть ли не до гражданской войны и общей анархии… Но всё-таки до них не дошло. И недолго время прошло, двинулся маятник обратно, и вот уже вновь рукоплещут партийные съезды… Уважаемый читатель, Вы мысль ловите, а не маятник. Вот в этой точке мы сейчас и находимся. Но что это значит?

Вывод-то прост и нагляден. Выше партийных рукоплесканий и тотального вылизывания, следом за ними – кровавая диктатура. Но маятник до этой точки подняться уже не может. Маятник стремится к равновесию. А значит, в этой точке общественного развития Россия пробудет недолго. И очень недолго в сравнении с предыдущими периодами. Если сравнить с Советской властью, то совсем недолго. А если сравнивать с высшей точкой либерализма при Ельцине… Сколько лет вы этого, ельцинского либерализма в высшей степени его развития (именно – в высшей точке, не на пути к нему и не сразу после него, а именно в этой высшей точке) можете насчитать? Три года? Пять лет? Шесть? В любом случае это – вполне обозримая и совсем не пугающая длительность. Нынешний период единоросизма будет ещё короче. Возможно, он заканчивается уже сейчас. Возможно, продлится ещё год-два. Если у кого есть точные измерительные приборы, попробуйте посчитать сами.

А дальше-то, что? Да, дальше – движение маятника снова в обратную сторону. Куда? Понятно, что ОТ партийных рукоплесканий и зализывания того самого отверстия. И так до полного исторического равновесия.

Физика, ребята, это наука. А год – два, это недолго. И то, если они ещё впереди, а не уже позади, как может показаться.

Текст: Андрей Лучников

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


тест на беременность

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса