Мы вам покажем, kak nado Rodinu lubjit

Иноязычное российское ИВ оснащено по последнему слову техники

Обещая поддерживать российский бизнес при покупке зарубежных активов, Дмитрий Медведев, очевидно, не имел в виду ничего конкретного. Сотрудники администрации президента сказали , что никакой программы содействия такой экспансии нет. Да и не очень-то она нужна — бизнесу пригодился бы разве что PR, улучшение имиджа России за границей. В этом деле самый дорогостоящий государственный инструмент — телевещание на иностранных языках. Вот только эффективность этого предприятия - загадка.

С плоских экранов на стене под часами непрерывным потоком льются новости — CNN, BBC World, Al Jazeera. Маргарита Симоньян то и дело отвлекается на них: главному редактору англоязычного Russia Today (RT) и арабоязычного «Русия аль-Яум» нужно знать, что показывают конкуренты. «Мы привлекаем не только тех, кто интересуется Россией, но и тех, кому вообще не хватает информации на доступных им мейнстримовских каналах, — объясняет Симоньян. — Мы специально ищем и находим истории, которые считаем классными, но которые пропустили все остальные».

Например, в начале американских праймериз победа Хиллари Клинтон в штате Нью-Гемпшир оказалась большим сюрпризом для сторонников ее соперника Барака Обамы. Опросы предсказывали ему победу с отрывом в 10-12 процентных пунктов, а победила Клинтон, обогнав сенатора-демократа от Иллинойса на 2 п. п. Каков свежий взгляд российского телеканала? Подтасовки. Это не собственная версия Russia Today, она нашлась в Интернете, в дискуссиях посетителей сайта BlackBoxVoting. Авторы блога требовали ручного пересчета бюллетеней. Основные американские СМИ этим не заинтересовались. Зато RT щедро цитировала блоги, сопровождая их комментариями экспертов, и вызвала ответную волну в американском веб-сообществе. Посвященные этой теме видеоролики, которые канал выложил в YouTube, посмотрело более 30 000 посетителей.

МЕДВЕЖИЙ ИМИДЖ
Разоблачительные материалы об «их нравах» — это только инструмент привлечения аудитории. Главная задача — рассказать о России не так, как о ней принято думать за границей. «Я давно перестал стесняться слова “пропаганда”, — говорил в 2001 г. министр по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации Михаил Лесин. — Мы должны пропагандировать Россию на международном рынке. А то выглядим в их глазах как медведи: ходим и рычим». Маргарита Симоньян, впрочем, от слова «пропаганда» уже устала: «Попробуйте сами посмотреть и составить непредвзятое мнение».

Вот Александр Гурнов (Al Gurnov), ведущий ежедневной аналитической программы Spotlight, освещает выборы президента России. В студию приглашен Андрей Богданов, кандидат номер четыре на пост главы государства и глава Великой масонской ложи России. Тема — «Зачем масону баллотироваться в президенты?». Al: «Какая у масонов программа для России?» Магистр: «Обычно масоны не высказываются по вопросам политики и религии». Какая уж тут пропаганда — спокойный, серьезный разговор, анализ, можно сказать.

Тем не менее значение каналу придавалось политическое. АНО «ТВ-Новости», учрежденное «РИА Новости», зарегистрировали в апреле 2005 г., а уже в июне объявили о создании канала и назначении Симоньян главным редактором. Планировалось, что RT получит из бюджета $30 млн, однако в статью о господдержке СМИ эти деньги заложены не были. Пришлось, вспоминает председатель думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Валерий Комиссаров, срочно принимать специальную поправку.

Законопроект прошел через Думу быстро, но успеть с пафосным стартом вещания к 11 сентября, открытию в Нью-Йорке юбилейной, 60-й Генеральной Ассамблеи ООН, не удалось. Не помогли даже ресурсы ВТБ, брошенные на кассовый разрыв. Как вспоминает вице-президент банка Василий Титов, кредит предоставили «под строку бюджета на запуск проекта и закупку оборудования». «Не было никаких политических мотивов и просьб сверху, — настаивает банкир. — Деньги были выданы под нормальную коммерческую ставку».

Сумму кредита ни Титов, ни Симоньян не называют, но в балансе «ТВ-Новости» за 2005 г. (опубликован СПАРК) указано, что компания получила кредит на 639,96 млн руб. (по среднегодовому курсу — $22,6 млн).

Техническое вещание началось 15 сентября. К этому времени «ТВ-Новости» отремонтировала почти три этажа в здании материнской компании на Зубовском бульваре, укомплектовала штат (344 человека, из них 72 — иностранцы) и купила самую современную технику. 10 декабря стартовало круглосуточное спутниковое вещание.

А СМОТРИТ КТО?
Вещательная сетка RT построена так, что первая половина каждого часа отводится новостям. Вторая — документальным фильмам о России: комментариям и аналитическим репортажам In Context. Раз в неделю — репортажи о российской провинции, раз в месяц — научные обзоры. Старший продюсер одного из мировых новостных компаний называет RT «каналом одной страны». «Пропаганда ли это? — спрашивает он риторически. — Я об этом не забочусь: американское телевидение направлено на то, чтобы дела шли по-американски, русское — на то, чтобы по-русски».

Подбор и подача новостей на RT явно дают фору программам ее говорящих по-русски бюджетных «сестер». RT работает динамичнее. И, как оценила оппозиционная «Новая газета», «не считает зрителей полными идиотами».

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


внешняя политика