GPS-забастовки: конфликты нового типа

Социальные конфликты в современном обществе все чаще инициируются его расколом не по классовым, но по "технологическим" признакам и обусловлены внедрением новых технологий. Новыми возмутителями социального спокойствия становятся GPS-устройства. Как сообщает Associated Press, водители такси в Нью-Йорке угрожают провести забастовку в том случае, если муниципальные власти воплотят в жизнь угрозу и установят на такси системы мониторинга на основе GPS.

Согласно муниципальной программе, реализуемой в Нью-Йорке, для прохождения обязательной инспекторской проверки начиная с 1 октября 2007 года каждый из 13 тыс. такси мегаполиса должен быть оборудован системой GPS-маршрутизации с сенсорным экраном, который позволял бы пассажирам *оплачивать проезд кредитной картой, просматривать новостную информацию и осуществлять поиск ресторанов и мест отдыха.

По словам исполнительного директора альянса работников такси Нью-Йорка Бхаирави Десави (Bhairavi Desai), возможность для переговоров с комиссией муниципалитета по такси и лимузинам появится лишь в том случае, если последняя откажется от планов обязательного внедрения GPS. Если же власть не одумается, альянс официально определит дату начала, продолжительность и другие аспекты готовящейся забастовки.

Альянс насчитывает свыше 8400 членов, и угроза паралича такси в многомиллионом городе видится вполне реальной.

Основным фактором, определяющим недоверие и негативное отношение таксистов к GPS-технологиям, является угроза их личным свободам. Городские власти придерживаются противоположной позиции - внедрение систем маршрутизации повысит эффективность пассажирских перевозок в городе и доходы водителей, избавит от необходимости использовать для оплаты проезда только лишь наличные, даст водителям возможность получать свежую информацию о дорожном движении, а пассажирам облегчит поиск нужного им объекта.

Двойственное отношение общества к новым технологиям наглядно видно на примере GPS. Признавая удобство и перспективность и с удовольствием пользуясь ими, общество в целом не готово к качественному изменению характера использования геопространственной информации, что, в свою очередь, диктуется самой логикой развития и адаптации технологий.

Отношение водителей к системам GPS-навигации автотранспорта вполне положительно - но лишь до тех пор, пока доступ к информации имеют только они сами и никто больше. Вместе с тем, логика развития систем мониторинга и маршрутизации автотранспорта и обеспечения безопасности на дорогах требует создания сложных систем, в которых информация распределяется, обобщается и становится доступной другим. В этом случае отношение водителей к GPS резко меняется на противоположное.

Готовность водителей всеми силами препятствовать внедрению систем мониторинга автотранспорта явно контрастирует со скептицизмом в отношении влияния, которое могут оказать новые технологии на характер поведения на дорогах. Так, по данным проведенного порталом Исследования и разработки – R&D.CNews опроса 4068 посетителей портала, большинство (57%, 2336 посетителей) считает, что суть проблемы обеспечения безопасности на дорогах и ключевого ее фактора - соблюдения скоростного режима - не в технологиях.

13% (538) ответивших считают, что технологии способны кардинально решить данную проблему, 27% (1117) полагают, что они могут и должны сыграть свою роль в этом. 2% (77) воздержались от ответа.

Можно допустить, что современные технологии позволяют решить задачу контроля за движением автотранспорта на дорогах, и жесткая реакция нью-йоркских таксистов на их внедрение – тому подтверждение. Использование GPS-мониторинга автотранспорта в России может преследовать еще одну цель – обеспечение безопасности на дорогах, где вследствие аварий, вызванных главным образом нарушением скоростного режима, гибнут десятки тысяч человек ежегодно. Еще больше навсегда становятся инвалидами.

Массовое несоблюдение скоростного режима водителями, связанное с нежеланием задумываться о долгосрочных последствиях собственных действий, является в России проблемой государственного масштаба. Спутниковый мониторинг позволяет решить проблему надежного и постоянного контроля соблюдения скоростного режима водителями с использованием простых, недорогих, эффективных и уже имеющихся на рынке средств. Вопрос – лишь в готовности общества выйти на новый уровень самоорганизации.

Назревающее в Нью-Йорке первое в своем роде проявление «нового луддизма» может свидетельствовать о том, что попытки поэтапного внедрения технологий мониторинга автотранспорта будут провоцировать все новые и новые социальные конфликты, и готовиться к ним нужно заранее. Избежать их, наверное, уже невозможно – у GPS-технологий нет альтернативы.

Текст: CNews
Фото из архива «Иной газеты»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


высокие технологии