Участие "Уралкалия" в ситуации в Березниках не рассматривается

Кандидатура Юрия Трутнева в мае этого года была утверждена на пост министра природных ресурсов и экологии Президентом России в составе нового кабинета министров под руководством Председателя Правительства Владимира Путина. Глава Минприроды не только сохранил свой пост, но и расширил свои полномочия – министерству были переданы все службы, осуществляющие контроль и надзор в этой сфере. Экспертный канал «УралПолит.Ru» первым в регионе получил возможность узнать у Юрия Петровича ответы на актуальные вопросы, как профильные для руководимого им министерства, так и относящиеся непосредственно к Пермскому краю.

- Юрий Петрович, ранее все предприятия по добыче природных ресурсов являлись государственными, отчисляя средства исключительно в госбюджет. Не будут ли предприниматься попытки по восстановлению госмонополии на добычу и реализацию природных ресурсов?
Юрий Трутнев:Нет никаких оснований предполагать, что будут восстанавливаться государственные монополии на добычу и реализацию полезных ископаемых. Есть стратегические интересы страны – особо крупные месторождения, месторождения, расположенные на континентальном шельфе России, или месторождения особо важных для страны полезных ископаемых. Что касается всех остальных сфер, то они должны работать в целом так же, как и все остальные направления экономической деятельности, и конкуренция в них государством не запрещается, а наоборот, – приветствуется. Потому, что конкуренция позволяет сравнивать эффективность, позволяет создавать условия для работы предприятий малого бизнеса. Наконец, позволяет там осваивать мелкие или сложные объекты, которые для крупных компаний не всегда, скажем, интересны.

- Как Вы считаете, каким образом может повлиять принятие Федерального Закона о государственном контроле за иностранными инвестициями в стратегические отрасли экономики на добывающую сферу? И как ведут себя иностранные инвесторы по отношению к российским природным ресурсам?
Юрий Трутнев: Мы уже неоднократно говорили о том, что собственно принятие закона об ограничении иностранных инвестиций в стратегическую отрасль экономики просто делает эту сферу прозрачной. Никто никогда не скрывал ни в России, ни за рубежом, что есть стратегические виды сырья. Такое понятие существует в целом ряде стран. Но до принятия этого закона мы регулировали эту сферу, скорее сдерживая ее развитие, приостанавливая выдачу лицензий на месторождения, потому что не до конца было сформировано системное отношение государства к этому сегменту. Сейчас это системные отношения, сформулированные новым языком. Все просто, понятно и прозрачно. Я уверен в том, что это не снизит инвестиционные интересы, не создаст какие-либо сложности. Напротив, инвесторы после принятия закона четко понимают: вот сюда идти можно, идти без ограничений, а вот сюда можно идти через следующую процедуру. Тем более, по результатам принятия закона мы же не запретили инвестиции куда бы то ни было, мы просто ввели дополнительный порядок согласования.

- Будет ли использоваться и расширяться в дальнейшем практика проведения инвестиционных конкурсов на разработку недр взамен нынешней практики аукционов? Не грозит ли это потерей денег для бюджета?
Юрий Трутнев: Мы сейчас начинаем эту работу. По ее результатам будем делать выводы о расширении или нерасширении практики использования инвестиционных конкурсов. Но пока могу сказать следующее: мы говорим о потере денег – очевидно, на аукционе государство может получить за месторождение максимальное количество средств. В то же самое время, когда мы проводим инвестиционные конкурсы, то мы, прежде всего, говорим о строительстве перерабатывающих мощностей, более высокой степени передела продукции. Нужно учитывать то, что получает государство, ну, например, от строительства нефтеперерабатывающего завода для того, чтобы в результате продавать не сырую нефть, а нефтепродукты – это дополнительные налоги, это дополнительные таможенные платежи и т.д. То же самое и с переработкой любых других твердых полезных ископаемых, например, меди. Поэтому здесь ситуация такая: бюджет, может быть, не получает большого объема средств сразу, но получает гораздо больше в течение срока эксплуатации месторождения. И потери денег здесь я никакой не вижу.

- Как повлияет передача Ростехнадзора под юрисдикцию Минприроды? Это дополнительные полномочия и дополнительные рычаги влияния в регионах?
Юрий Трутнев:Нельзя рассматривать дополнительные полномочия как дополнительные рычаги влияния. Мне кажется, что дополнительные полномочия – это, прежде всего, дополнительная ответственность. Поэтому я исхожу из того, что у нас появилось большая область дополнительной ответственности, связанная с промышленной безопасностью. Считаю, что работу в этой отрасли можно улучшать. Думаю, что понимаю как. Недавно докладывал на эту тему Президенту страны Д.А.Медведеву. Тем не менее, хочу подчеркнуть, что все реформы и преобразования в отрасли должны происходить постепенно, потому что это очень чувствительная, очень, так скажем, опасная отрасль... Надо любые изменения производить очень эволюционно.

- Каковы планы правительства по дальнейшей геологоразведке?
Юрий Трутнев: Что касается геологоразведки, то в стране сейчас осуществляется программа воспроизводства минерально-сырьевой базы, разработанная Министерством и утвержденная Правительством в 2004 году. Сейчас она актуализирована. Мы продолжаем работу с этими документами. Мы обязательно будем добиваться их выхода. В рамках этой программы мы будем добиваться решения тех задач, которые уже обозначали: это, как минимум, простое, а как максимум, расширенное воспроизводство минеральных ресурсов, по 37 основным видам с учетом, скажем, изменяющегося спроса на рынке, развития различных секторов экономики, изменения потребления этого сырья.

- Как Вы думаете, может ли повлиять общефедеральная установка по усилению борьбы с коррупцией на сырьевую экономику?
Юрий Трутнев: На мой взгляд, борьба с коррупцией – это общефедеральная установка, политика государства. Осуществляется она давно и планомерно. Мы, очевидно, эту работу организуем в рамках наших направлений. Как один из результатов за время работы Министерства природных ресурсов с 2004 года, платежи за право пользования недрами государства возросли, по-моему, в 40 раз – с 1,9 десятка млрд. рублей до – 80 млрд. в 2008 году. Соответственно, это те деньги, которые поступают в бюджет через прозрачные процедуры. И если бы процедуры были организованы неправильно, часть этих денег могла бы остаться в карманах коррупционеров… Министерство, прежде всего, отвечает за нормативное регулирование, мы вносим такие нормативные изменения, которые просто ликвидируют основу коррупции. Я считаю это одним из самых важных направлений в этой работе.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Березниковский Провал

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса