Урал калием не кончается

Итак, лето принесло Березникам не перемены, но ожидания их. Годовые собрания акционеров и последовавшие за ними перемены в корпорациях, профессиональные праздники общегородского размаха и общегородские мероприятия – как сигналы корпораций и властей населению, мерная поступь Провала и реакция на неё властей и окрестных корпораций, рикошет процессов федерального значения и корректировка планов владельцев корпораций, перестройки в местной власти, всё это и то, что здесь не перечислено, указывает на предстоящие перемены в общественной жизни Березников. Так, как есть, скоро уже не станет. Или не очень скоро, не завтра, но по историческим меркам – уже вот-вот, за углом, только повернуть.

Главный объект и субъект предстоящих перемен – «Уралкалий». Уже потому только, что он – большой, на него работают или с ним связаны тысячи, пожалуй, десятки тысяч березниковцев. А ещё потому, что в общественной жизни Березников «Уралкалий» продолжает сейчас играть решающую роль. Не столько уже вследствие собственной активности, а как объективная реальность. Это как гора, или, если угодно, Провал, одной своей громадностью и местоположением определяющий течение, направление течения ручейков общественной жизни, которые могут бессильно биться об эту гору, бессильно, но подмывая её, или стекать в этот самый Провал, заполняя его бездонную сущность, или огибать его, чтобы затем, обогнув и оставив позади, слиться в полноводную реку. И это – одним фактом своего существования, оставайся оно, ОАО неподвижной громадой. А если гору начнёт, начинает трясти или, если угодно, Провал расширяется…

Перемен в «Уралкалии», на «Уралкалии», с «Уралкалием», по некоторым признакам судя, можно ожидать этой осенью, вероятно – в октябре, начале ноября. В ожидании их небесполезно провести инвентаризацию всего политэкономического поля Березников, хотя бы в общих чертах и приблизительно. Хотя бы с той точки зрения, что перемены бывают всякие и зависимость социума от одного только, пусть и большого, объекта рискованна. Поскольку тогда крушение этого объекта станет и крушением социума, погаснет свет в окошке и всё такое. Неплохо бы заранее представлять, куда бежать, за то хвататься. Оно неплохо и в том случае, если крушения не случится. И даже в том случае неплохо, если в «Уралкалии», паче ожиданий, ничего не переменится. Потому что калийная корпорация, конечно, играет значительную роль, но свет клином на самом деле не сошёлся, вода дырку найдёт, винты парохода могут крутиться или не крутиться, река его всё равно несёт. И всё равно всё меняется.

Впрочем, перемены, и перемены прежде всего в «Уралкалии» представляются неизбежными. Просто потому, что эта корпорация находится в самом затруднительном – среди березниковских - положении.

ПРОВАЛОВ ГРОМАДЬЁ
Нет, разумеется, все производственные успехи, все росты цен на мировом рынке калийных удобрений, все контракты по сногсшибательным ценам, все рекордные продажи, все увеличения чистой прибыли и т.п., всё это существует и всё это правда. А от социальной ответственности за последствия Провала «Уралкалий» успешно отмазался ещё в начале сюжета и государственные мужи с тех пор не проявляли желания пересмотреть и переиграть. И всё это позволяет говорить о непоколебимости, незыблемости и успешности.

Однако – только говорить. Развязанная в последний месяц – под предлогом Дня фирмы - PR-кампания насчёт «Команды успеха», если совсем немножко изменить угол наблюдения, выглядит симптомом того, что в действительности дела в корпорации не очень благополучны. Просто потому, что на самом деле, при реальном благополучии, реальном влиянии такая кампания не нужна. Во всяком случае, такой большой и заметной компании, с которой связана жизнь тысяч горожан. Это всё равно что на гору вешать табличку: «Обратите внимание, здесь гора». Более того, все последние годы – с самого момента установления в Березниках режима БХ – пропагандистская служба «Уралкалия» начисто игнорировала репутационные моменты в глазах березниковцев. Прямо скажем, «Уралкалий» откровенно плевал на мнение горожан о нём, даже на мнение самих калийщиков.

И вдруг… Украсился, например, город рекламными щитами, мол, «Уралкалий» - команда успеха». Будто супермаркет или мобильный оператор какой, добивающийся внимания клиентов. Наш тариф на две секунды дешевле… Сосу за копейки… Это при том, что клиентов «Уралкалия» в Березниках нет – ни акции покупать, ни в очередь за калийными удобрениями выстраиваться никто не будет. Или, вот, пропагандистский фильмец про День фирмы, дважды (!!!) прокрученный по местному (принадлежащему, напомним, «Уралкалию) телевидению. Можно было бы понять, если бы показали выступление Маршала и «Зверей» для тех, кто на площадь не ходил (как было в случае с концертом «Мумий Тролля» на День химика). Но нет, показали, по сути, видеоотчёт – радостные лица, солнечные толпы, зелёные галстуки, перечень проведённых мероприятий – отчёт для корпоративного совещания, но показали всем березниковцам и дважды. Смотрите, ребята, как мы вам праздновали и КАК ВЫ НАМ БЛАГОДАРНЫ. Выглядит симптомом. Впрочем, и без этого симптома положение «Уралкалия» смотрится не на «отлично».

УСПЕХ БЕЗ КОМАНДЫ
Да, корпорация остаётся самой большой в Березниках компанией, в самом «Уралкалии» трудятся около 12 000 человек, а если считать с дочерними предприятиями, формально выведенными за пределы компании, то можно насчитать и 14 000-15 000. Именно этот факт обеспечивает значительную долю влияния калийной корпорации в Березниках – очень большое число березниковцев от неё прямо зависят. Но именно «Уралкалий» первым в Березниках, и громко, и вполне официально заговорил о кадровом ГОЛОДЕ – в начале этого года. В первом квартале 2008 недостаток трудовых ресурсов в «Уралкалии» составлял около 1200 человек – 10 % (речь только об «Уралкалии», без дочерних предприятий). И проблема за эти месяцы не решилась, а усугубляется.

Для сравнения: на соликамском «Сильвините» в начале года дефицит кадров составлял около 5 % (численность работников предприятия – около 11 000 человек), сейчас он сократился примерно до 2,5 – 3 %. Причём в соликамских калийных шахтах работает немало уже и березниковцев. Причём кадровая проблема для «Сильвинита» в недалёком будущем обострится – в связи с расширением производства по Половодовскому проекту, а самым вероятным решением этой проблемы станет приток кадров из Березников! Откуда именно, уважаемый читатель легко догадается сам. И это только одно направление утечки кадров, калийные проекты «Акрона» и «Еврохима» пока не учитываем, но только пока. Счёт на месяцы. Таким образом, да, «Уралкалий» - могучее предприятие, успешное… Только рискующее остаться без команды. С одними детскими рисунками на рекламных щитах.

Кстати, о Половодово. В смысле, о сырьевой базе. В этом вопросе «Уралкалий» тоже выглядит не самым привлекательным образом. Половодово осталось за «Сильвинитом». «Акрон» после несостоявшегося SPO, конечно, активизирует поиск партнёров на Талицкий участок, но шансы «Уралкалия» стать этим партнёром не самые высокие. Практика показывает, что «Уралкалий» слишком привык разговаривать с позиции самого сильного и неповторимого, а это означает, что проще договориться с кем-нибудь другим. Благо, на самом деле «Уралкалий» - не единственный свет в калийном окошке. А собственный – Усть-Яйвинский – проект «Уралкалия» уже несколько лет находится в состоянии «может быть, когда-нибудь», и нет никаких гарантий, что это «когда-нибудь» наступит.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Ависма