После демократии

Демократия отличается от коммунизма тем, что она реальна. И, как любая реальность, она не может быть вечной. Когда-то демократии не было – и однажды ее не будет. Причем, скорее всего, довольно скоро. Советские люди точно знали, в чем их цель. Они (то есть мы) строили коммунизм. Идеальный строй, при котором «от каждого по способности, каждому по потребности», богатства «польются бурным потоком» и всем будет хорошо.Когда 20 лет назад в результате этого рьяного строительства система затрещала по швам, в нашем коллективном бессознательном произошел переворот. Но не кардинальный. Разочаровавшись в коммунизме, мы тут же нашли себе новую псевдоикону – демократию.

Советский человек уверовал в демократию, как в Светлый Идеал, заменив им идеал коммунистический. И очень быстро нарвался. Идеал стал воплощаться в действительность – и моментально разочаровал большинство своих адептов...

Что интересно – многие из нас уже тогда знали и говорили, что демократия не есть царство Божие на земле. Более того, почти все, кто проповедовал демократические ценности, постоянно подчеркивали, что демократия – это не более чем способ рациональной организации общества и государства. И повторяли знаменитый афоризм Черчилля про строй, который «самый плохой, не считая всех остальных».

При этом мы старательно упускали окончание фразы. Мудрый сэр Уинстон ведь говорил о системах, которые ДО СИХ ПОР придумывало человечество. А не о том, что человечество еще может придумать...

Два десятилетия «демократического строительства» сильно стряхнули нам пыль с ушей. Пора бы и задуматься, что же мы строим и что должны бы строить. Однако и по сей день в «дискурсе» преобладает почти религиозное отношение к демократии. О ней говорят либо как об идеале, к коему надо стремиться (меньшинство), либо как о дьявольском соблазне, которого надо бежать (теперь уже, наверное, большинство).

Но разве может человек построить идеальную систему? Идеал – дело Божеское, а не человеческое. Хотя наши предки и были сотворены по образу и подобию Бога, но подобие (копия) не есть оригинал. Так что любое общественное устройство, сделанное людьми, не будет совершенным. Поэтому прежде чем бороться за демократию или против нее, стоит понять, а о чём, собственно, речь. Что есть демократия?

Говорят, что демократия – это свобода и народовластие. Разве?

Во-первых, демократия и свобода – совсем не синонимы. В списке демократических постулатов свобода занимает чуть ли не первое место, но это слова. В действительности, начиная с приговора Сократу, «of the people, for the people, by the people»* были убиты миллионы людей.Для демократии равенство важнее свободы, а потому свобода может быть с легкостью принесена в жертву. Не случайно такие великие «апостолы свободы», как Эдмунд Бёрк и Алексис де Токвиль были скорее противниками, чем сторонниками демократии. Оба видели, каких чудовищ может рождать народовластие, поскольку выбирая между свободой и равенством, большинство всегда выбирает последнее...А во-вторых, нельзя сказать, что демократия – это именно власть народа, хотя на русский она переводится именно так. Именем народа – конечно. Но осуществляет власть не народ – и борется за власть тоже не народ. Понятие «политический класс» в демократическом обществе не менее, а более актуально, чем во всех предшествующих.

У народа при демократии есть очень важные политические функции. Народ – граждане, избиратели, налогоплательщики – это главный арбитр в соревновании политических сил. Он наблюдает за соревнованием, он определяет победителя, он может пересмотреть результаты. Но, являясь номинальным носителем суверенитета, народ не осуществляет властные полномочия. Он их делегирует.

Соревновательный, плюралистический характер политики – вот главный признак демократии. Кстати сказать, не только ее. Современная демократия – не первый в истории тип политического устройства, основанного на конкуренции элит.

Античный полис, римская республика, варварская «военная демократия», средневековые коммуны и аристократические республики, феодальная раздробленность и сословное представительство, конституционная монархия и цензовая демократия – всё это формы различающиеся между собой, но родственные.

Так же, как восточная деспотия, античная тирания, эллинистическая монархия, принципат и доминат в Риме, раннефеодальное государство, абсолютизм, авторитаризм – не идентичны, но идут от одного корня.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


демократия

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса