Соликамск запускает титановый проект

Соликамский магниевый завод до конца текущего года запустит в эксплуатацию новый цех по производству титана. Сейчас он находится на этапе пусконаладочных работ, сообщает “Новый Компаньон”. Титановый проект стартовал на магниевом заводе в 2006 году, пишет газета. Его стоимость оценивалась тогда собеседником на «Сильвините» в $16-26 млн, срок окупаемости — около трех лет, мощность производства — до 5 тыс. тонн титановой губки ежегодно. Между тем, по оценке источника на отраслевом рынке, стоимость проекта составляет $50 млн. В «Русале» сообщили, что на первом этапе будет производиться 2,5 тыс. тонн титана. Однако, по мнению источника в компании, сейчас не время для выхода на рынок из-за демпинга китайских производителей.

Тем временем, как утверждает генеральный директор СМЗ Сергей Шалаев, потенциальные потребители уже есть. По его словам, они будут закупать пробные партии. В зависимости от конъюнктуры титанового рынка, СМЗ сможет варьировать мощности по выпуску титана и магния, но от титанового проекта компания не откажется.

Продукция, выпускаемая СМЗ, представляет собой полуфабрикат, который может быть использован как в производстве диоксида титана, так и в производстве титановой губки, говорится в материалах СМЗ за второй квартал текущего года. Согласно им, объем потребления диоксида титана вырос на 5-10% за последние пять лет, цена продукта увеличилась за этот период в среднем на 15%. А в конце первого квартала 2008 года крупнейшие мировые производители диоксида титана объявили об увеличении цены на 5% на всех рынках. Объем потребления титановой губки вырос за 2003-2007 годы в 1,8 раза, что связано, в первую очередь, с ростом производства в авиационной промышленности. За период 2007-2026 годов среднегодовой темп роста производства авиалайнеров оценивается в 4,9% с пиком производства в 2008-2012 годах. Цена губки выросла за 2003-2007 годы в два раза и оставалась неизменной в первом полугодии 2008 года.

Между тем в отчете крупнейшего в мире производителя титана — ОАО «Корпорация «ВСМПО-Ависма» — за второй квартал 2008 года сообщается о снижении темпов потребления титана из-за замедления освоения производства новых моделей авиалайнеров. Boeing и Airbus сейчас закупают лишь минимальные объемы титановой продукции. Задержка производства Boeing-787 составляет уже 27 месяцев, Airbus откладывает серийный выпуск А-380 и проектирование самолета нового поколения А-350.

Темпы потребления титана начали снижаться с марта 2007 года, пишет «Новый компаньон» со ссылкой на аналитика «Антанты Пиоглобал» Александр Чуриков. К сегодняшнему дню рыночная цена на ферротитан сократилась вдвое — с $16 до $8,3 за 1 кг.

Аналитик «Тройки Диалог» Сергей Донской среди основных причин падения рынка титана называет его затоваренность, а также то, что авиапромышленность переживает трудный момент. Поэтому перспективы титана неопределенные.

В то же время титановая корпорация ожидает улучшения ситуации уже в 2010-2011 годах. Темпы роста рынка авиаперевозок развитых стран растут в среднем на 3-4%, а развивающихся рынков — 15-20%. Именно китайские, индийские и арабские перевозчики являются крупнейшими заказчиками Boeing и Airbus. Согласно информации журнала «Эксперт», по результатам авиавыставки «Фарнборо-2008», Boeing и Airbus получили заказы на $64 млрд (на 9% меньше результатов прошлой выставки в ноябре 2007 года), при этом крупнейшим покупателем в Фарнборо стал Etihad Airways (Арабские Эмираты). Серьезные заказы разместили азиатские перевозчики: Asiana Airlines заказала 30 самолетов Airbus на $7,2 млрд, а китайская Air China — 45 самолетов Boeing на $6,3 млрд.

Тем не менее аналитики считают, что на продукцию СМЗ будет спрос. «Это небольшой объем, рынок сбыт найдет. И это вопрос цены», — говорит Сергей Донской. В 2007 году «ВСМПО-Ависма» произвела 34 тыс. тонн титановой губки, поясняет Александр Чуриков: «Нужно брать не объемом, а качеством, это связано со специфическим применением титановой продукции».Следует отметить, что в глобальном смысле титановый проект станет третьим среди проектов, по которым северный сосед Березников вступает в прямую конкуренцию с Березниками, некогда претендовавшими на титул второй столицы Пермского края. Два других – калийный бизнес и качество жизни населения. Причём, как и в случае с титановыми проектов, в обеих этих сферах Соликамск изначально являлся аутсайдером. Березниковский «Уралкалий» с финансово-производственной точки зрения выглядел предпочтительнее соликамского «Сильвинита», а повседневная жизнь в Березниках – цивилизованнее отдающей сельским душком жизни в Соликамске.Тем не менее, если состязание калийных корпораций продолжается с переменным успехом (даже несмотря на благоприятные перспективы «Сильвинита» в связи с увеличением сырьевой базы за счёт пресловутого Половодовского участка и всё более сомнительные перспективы «Уралкалия» в освоении Усть-Яйвинского участка Верхнекамского калийного месторождения, выделить однозначного лидера затруднительно), то в вопросах качества жизни населения Соликамск несомненно выходит вперёд. Более того, по вполне сопоставимым показателям – жизнь в Соликамске улучшается, в то время как в Березниках ухудшается.

Достаточно привести всего лишь два сопоставимых факта. В 2006 году практически одновременно градоначальниками Березников и Соликамска стали, соответственно, Андрей Мотовилов и Сергей Девятов. В 2008 году - практически одновременно - в Березниках был закрыт и назначен к сносу ДК Калийщиков, а в Соликамске на деньги «Сильвинита» был открыт новый Культурно-досуговый центр. Это, разумеется, всего лишь один пример, упомянутый лишь благодаря наглядности. Тем более, что, вместо перечисления фактов для сравнения (любой наш читатель, не особо задумываясь, приведёт их с десяток), гораздо интереснее попробовать понять, в чём причина столь различных результатов развития двух, очень похожих городов, практически близнецов, в которых новая власть стартовала одновременно. И имела перед собой совершенно идентичные задачи.

Впрочем, долго думать не придётся. Ответ любезно предложила служба пропаганды "Уралкалия" ещё в 2006 году, подробно рассказывая березниковцам, как плохо в Соликамске из-за того, что тамошняя калийная корпорация не может протолкнуть своего кандидата в мэры, и как хорошо Березникам от того, что «Уралкалий» своего Мотовилова при полном непротивлении березниковцев избрал. Предложенный хитроумными пиарщиками ответ, на удивление, оказался верен. Только что «хорошо», а где «плохо», оказалось совсем наоборот.

Текст: Антон Пятница, Андрей Шельга
Илл.: Сеть

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


ВСМПО-Ависма