Есть трещина. Но говорить рано

Подведены комплексные итоги наблюдения за ситуацией на БКПРУ-1 ОАО «Уралкалий» за период с 3 по 9 октября 2008 г.. По сообщению главного геолога ОАО «Уралкалий» Сергея Глебова, среднечасовой приток надсолевых вод и рассолов в отчетный период составил 4400 м3/час. На 9 октября в рудник поступило около 77,5 млн. куб. метров рассолов.

Размеры провала на 9 октября составили 423 на 318 м (на 2 октября – 423 на 310 м). Размеры воронки в коренных породах – 405 на 280 м (на 2 октября – 405 на 275 м). Увеличение провала произошло за счет обрушения рыхлых и коренных пород по его северному и южному бортам. 8 октября 2008 года было проведено обследование местности между восточным бортом провала и действующей железной дорогой. На поверхности земли выявлена трещина, простирающаяся с севера на юг. Ширина трещины в средней ее части составляет около 1 м и постепенно уменьшается в северном и южном направлениях. В местах примыкания к провалу трещина на поверхности не просматривается.

Аркадий Гринберг, генеральный директор ОАО «Галургия»: «Подобная ситуация рассматривалась нами еще 28 ноября 2007 года. На прошедшем тогда совещании с участием Ростехнадзора, представителей железной дороги, Горного института и «Галургии» было принято решение, что если провал приблизится к действующей железнодорожной ветке на расстояние 70 метров, там необходимо будет усилить контроль за развитием ситуации. На сегодняшний день об этом говорить еще рано, так как речь идет только о трещине. В какие сроки произойдет обрушение и произойдет ли вообще, трудно судить. К примеру, такие же трещины мы наблюдаем в северном направлении (в сторону отделения сушки БКПРУ-1). Подвижек там нет уже на протяжении двух месяцев. Хочу отметить, что до полного затопления рудника осталось еще где-то около месяца. А когда это произойдет, то поведение провала резко изменится. В частности, замедлятся все процессы обрушений, оседаний и так далее».

Расстояние от провала до действующей обводной железнодорожной ветки – 97 м (с 5.10.2008 г.). Расстояние от трещины до железной дороги составляет 70 м. Максимальные оседания под действующей обводной железнодорожной веткой в районе провала с начала наблюдений (03.04.2008 г.) по 9 октября составили 26 мм.

Инструментальные наблюдения за оседаниями земной поверхности выполняются по системе из 42 профильных линий грунтовых и 10 профильных линий стенных реперов. В районах профильных линий выработанное пространство затоплено рассолами. Периодичность наблюдений определяется выявленными скоростями оседаний и прогнозируемыми деформациями земной поверхности.

Наблюдения, выполненные в отчетный период, показали увеличение скоростей оседаний с северной и восточной стороны провала – в сторону действующей железной дороги, с западной стороны скорости оседаний остались прежними. Зафиксировано увеличение скоростей оседаний по стенным реперам на зданиях БШСУ – АБК, гаража, тёплой стоянки автотранспорта. По стенным реперам по проспекту Ленина наблюдается уменьшение скоростей оседаний в районе от площади Решетова до ул. Тельмана в районе домов №№ 3-12, по остальной территории скорости оседаний остались прежними.

В рамках проекта, который реализуется Клаустальским техническим университетом (Германия) совместно с Горным институтом УрО РАН, продолжаются работы по площадному мониторингу за оседаниями земной поверхности с использованием спутниковой радарной технологии. Новых участков ускоренных оседаний земной поверхности, кроме ранее выявленных, не зафиксировано. Аномальных отклонений в режиме поверхностных водоёмов и водотоков, вызванных техногенными причинами, за весь период наблюдений с начала аварии не наблюдалось. Содержание горючих и ядовитых газов в опасной зоне в районе провала и в районе шахтных стволов значительно ниже ПДК.

Продолжается сейсмологический мониторинг в районе опасной зоны. Всего за неделю зарегистрировано 27 событий. Определение координат эпицентров удалось выполнить для 13 из них. 7 сейсмических событий связаны с процессами трещинообразования в горных породах или с разрушениями в горных выработках, остальные вызваны процессами обрушения и осыпания в рыхлых породах верхней части разреза. Подавляющее большинство эпицентров группируется вблизи северного и северо-западного краев провала. Зафиксированы 2 сейсмособытия между северо-восточным бортом провала и железной дорогой. В течение предыдущих недель отмечались события, потенциально связанные с процессами разрушения в подработанном массиве, очаги которых расположены к северу и югу от провала. За отчетную неделю таких событий зафиксировано не было.Илья Мальцев, заместитель начальника 1 отряда государственной противопожарной службы МЧС России по Пермскому краю: «С 8 часов утра 9 октября до 8 часов утра 10 октября 2008 года в районе провала регистрировалось от 0 до 5 сейсмособытий в час. Всего за сутки – 14 событий. В районе карналлитовой зоны за прошедшие сутки сейсмических событий не зарегистрировано».Система сейсмологического мониторинга в районе отработки карналлитового пласта на панелях переходного периода работает в штатном режиме. За неделю было зафиксировано 53 сейсмических событий различной природы. Большинство из них ассоциируется с деятельностью человека (движение транспорта, демонтаж копра шахты №3). Помимо событий, связанных с деятельностью человека, за прошедшую неделю зарегистрировано 14 слабых сейсмических событий, произошедших на уровне горных выработок.

За период с 3 по 9 октября включительно по обходной железнодорожной ветке в сопровождении штатных аварийно-спасательных формирований было отправлено 17 составов с опасными грузами.

Текст: Пресс-служба оперативного штаба при Комиссии по чрезвычайным ситуациям Пермского края
Фото: Березниковский Форум

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Авария на Уралкалии