Уроки Березников

"Два года, прошедшие с момента аварии, и год после образования провала позволяют уже сделать какие-то выводы", - написал в прошлую пятницу в своём ЖЖ губернатор Пермского края Олег Чиркунов. Нашим читателям будет интересно познакомиться с полным текстом записи в интернет-дневнике Олега Анатольевича.

ПРОГНОЗЫ УЧЁНЫХ
Как это ни удивительно, прогнозы ученых оказались достаточно точными. Время и место образования провала, характер и параметры оседаний... Все так примерно и предсказывалось. Следует отметить и их мужество в принятии решений о пропуске железнодорожных составов в условиях неопределенности. В общем-то, Красноштейн явно рисковал собственной свободой, подписывая разрешения на пропуск поездов. Комфортно было работать с Гринбергом - понятная, ясная и квалифицированная позиция. Были, конечно, и тактические ошибки, скорее, недооценка рисков, к которым отношу разрешение на облет провала, за которым через пару часов последовал выброс газов и камней. Была просто глупость: наши с Дьяковым прогулки по потенциальному месту провала за несколько минут до его образования. Это ведь тоже свидетельствует о том, что мы недооценили реальную опасность.

Все это не гарантирует точности прогнозирования в будущем. Думаю, что здесь надо быть скорее пессимистом.

РАССЕЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ ИЗ ОПАСНОЙ ЗОНЫ
Вероятно, впервые проводилось по схеме, заложенной в жилищном кодексе: у людей выкупалась квартира, а дальше они принимали решение самостоятельно. Параллельно с этим шли по старому механизму - строили новое жилье, полагая, что при таком дополнительном спросе цены на вторичном рынке жилья серьезно вырастут. Вообще, первый механизм удалось "пробить" с трудом. Построить и переселить - механизм более традиционный и понятный, а отдать деньги в руки - масса вопросов. Начиная со слов: "пропьют". Против механизма выкупа возражал тогдашний Минрегион. Разрешение было дано Дмитрием Анатольевичем Медведевым. До этого в документах значилось "выделить деньги на строительство жилья". Через запятую дописали "и выкуп квартир". Эти слова решили все. Без них бы мы не справились с задачей. Скорее всего, не справились бы.Люди распорядились деньгами разумно. Все собственники квартир, кроме одного, пошли именно по этому пути: купили себе квартиры на вторичном рынке. Кто-то в Березниках, кто-то в Перми, а кто-то от нас уехал. По крайней мере, мы дали людям выбор. Серьезно сэкономили федеральные деньги, так как ничего более экономного, чем покупка вторичного жилья, придумать невозможно. Все остальное - легенды.

Построенное жилье потребовалось только тем, кто проживал в муниципальной собственности. Жилья начали строить явно больше, чем требовалось. Но решение принималось в условиях недостаточной информации, и мы сами себя загнали в экстремальную ситуацию со строительством. Построить в установленные сроки было практически невозможно. Но построили. Построили столько, сколько было необходимо. Если бы было необходимо построить больше, построили бы больше, но только в формате чрезвычайной ситуации и серьезных финансовых издержек.

БЫСТРОВОЗВОДИМОЕ ЖИЛЬЁ
Быстро, качественно и дешево построить невозможно. Всегда надо чем-то жертвовать. По первому контракту, так называемая "Вологодская серия", пришлось пожертвовать деньгами. Мы понимали, что некий объем нам придется сдать в кратчайшие сроки. Это был первый контракт - и самый дорогой. Строили в экстремальном формате. Без привязки проекта и без изысканий. В тот момент еще и прокуратура была явно не на нашей стороне. Кому-то было важно, чтобы мы не построили.

Фундаменты и коммуникации делал "Трест №14". Его руководитель Владимир Мачехин вспомнил времена советских строек, дневал и ночевал в Березниках, его транспорт шел с наклейками "Пермский край - Березникам", спасибо ему. Рекомендации "Вологодской серии" дал министр Сергей Шойгу. Правильные рекомендации, и ему спасибо.Контракты на следующие кварталы заключали по минимальным ценам, но везде выбрали двухэтажные и двухподъездные дома. Подрядчиков собрали со всей страны. Они нам легенды рассказывали про стоимость их жилья, какие только рекомендации не представляли от сильных мира сего. Но впоследствии стало ясно, рассчитывали на то, что жизнь подожмет нас так, что пойдем на любое увеличение цен. Жизнь не поджала. Со всеми недобросовестными подрядчиками, а точнее, с несостоятельными, контракты расторгнуты. В необходимый срок сдан необходимый объем, но все это сделано методом каждодневного контроля и давления. Все остальное будет достроено до лета следующего года.

Текст: Олег Чиркунов, губернатор Пермского края
Илл.: скриншот ЖЖ Олега Чиркунова

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Авария на Уралкалии