Только жёлтые по городу кружатся…

Зимой и летом березниковский транспорт одним цветом

Недели две назад понадобилось мне уехать утром от «Мелодии» в район Первого калийного. Не предполагая особенно больших проблем (мимо пролегают сразу несколько пассажирских маршрутов в те края – № 1, № 4, № 13), я все-таки вышла из дома за 40 минут до назначенного времени. И простояла на остановке больше часа, пока… не пошла пешком.

Потому что, во-первых, троллейбусы туда уже давно не ходят. «Рогатые» вообще на березниковских улицах вид вымирающий, реликтовый. Редкие встречи с ним рождают в памяти советские времена и песню: «Последний троллейбус мне дверь отворил…» Если еще лет пять назад на городские маршруты выходило около 70 «рогатых», то сейчас – менее 30-ти. Только за прошлый год 15 водителей троллейбусов уехали на работу в Екатеринбург... В управлении городского хозяйства настаивают, что еще есть такие троллейбусные маршруты, как «1» и «4», но я за последние полгода троллейбусов с такими номерами не видела. А вы?

Во-вторых, автобусы туда тоже почти не ходят. Говорю «почти», потому что автобусные маршруты № 11 и № 13 все-таки еще существуют, и даже некоторые люди эти автобусы видели. В диспетчерской АТП № 2 мне сказали, что по маршруту № 13 у них ходит один автобус. С регулярностью раз в час. В то утро единственный автобус, видимо, отдыхал.

В-третьих, в маршрутки, которых много в утренние часы пик на этих остановках (от конечных и до ЦУМа), сесть практически невозможно. Нет, «шестерки» хорошо ходят – и ПАЗики, и маршрутки, и даже троллейбусы попадаются. На предприятия люди тоже уезжают на автобусах спецмаршрутов по расписанию.

Но вот остальные… Большинство «единиц», «четверок» и «тринадцатых» просто со свистом проскакивает мимо, оповещая о переполненности задом кондукторши, прижатым к стеклу дверцы. А некоторые притормаживают, и тогда из них вываливается пара помятых пассажиров, после чего кондуктор спрашивает: «Стоя поедете?» И всегда находится отчаявшийся, согласный за свои же деньги презреть все опасности и ехать согнутым в три погибели, потому что опаздывает на работу или на прием к врачу.

Но ведь так нельзя! Почему водителей частных автомашин гаишники вовсю штрафуют за непристегнутые ремни, а в маршрутных «ГАЗельках», переполнивших наши улицы, люди не только ездят на передних сиденьях рядом с водителем без всяких ремней, но и чуть ли не вповалку в салоне? Да выйди в восемь утра на остановку – тут каждого водителя маршрутки можно штрафовать!

Что уж говорить о случаях, когда от водителя на все небольшое пространство маршрутки широко несет перегаром, а он при этом лихо лавирует между машинами на приличной скорости… Едешь и думаешь, что вряд ли водитель этой «ГАЗели», к примеру, проходил сегодня медосмотр, и зря он так надеется на тормоза и на свою реакцию…И что-то неправильное есть в стойбищах «желтых» на Околице, напоминающем этакий дикий автопарк для пассажирских «ГАЗелей». Видишь их и понимаешь, что и речи не идет о каком-то расписании пассажирского движения, а в этой неупорядоченной погоне за пассажиром на самом деле победителей нет: проигрывают все. Водители и кондукторы, работающие по 12-14 часов подряд без туалетов. Пассажиры, безопасность которых под большим вопросом. Муниципальные предприятия-перевозчики, тихо идущие на дно.Наверное, такого дикого и бесконтрольного рынка пассажирских перевозок уже нигде в России не осталось. Было, было подобное еще несколько лет назад и в других городах, но там муниципалитеты как-то работали над этим, договаривались с частными перевозчиками, сохраняли по максимуму муниципальные пассажирские предприятия, объявляли конкурсы на маршруты регулярного сообщения. В соседнем Соликамске уже больше года действует единая диспетчерская служба, автобусы ходят по маршрутам с регулярностью в 5-7 минут, и «ГАЗелек» не увидишь. А у нас… Городская администрация больше трех лет пыталась разработать и утвердить «Положение об организации транспортного обслуживания населения». Торопиться некуда, работа у них спокойная. На мой вопрос, как администрация оценивает положение дел с пассажирскими перевозками, в отделе транспорта УГХ мне ответили, что обращений граждан по этим вопросам стало меньше. В основном, жалуются льготники на отказ перевозить по социальным проездным. А так – все хорошо?В марте 2008-го года «Положение», наконец, было принято городской Думой. Принято, но не работает. Городская администрация, которая по этому «Положению» является организатором пассажирских перевозок в городе, должна «определять потребности населения в пассажирских перевозках, изучать интенсивность пассажиропотока, организовывать заключение договоров на выполнение перевозок по маршрутам»… Но с этим тоже какие-то трудности. Пытаются собрать деньги с частников на изучение пассажиропотока и оборудование единой диспетчерской службы, но те не соглашаются.

На этой неделе в городской администрации как раз собирают всех пассажироперевозчиков – муниципальные и частные предприятия. Будут «кнутом и пряником» склонять к цивилизованным отношениям, к работе с единой диспетчерской службой и по расписанию. Что из этого получится – читайте в следующем номере газеты.

Текст: Галина Гусева, березниковская независимая газета “Неделя.RU”
Фото: Ирина Ковбасюк

ВНИМАНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ И ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ.
В субботу, 25 октября читайте в рубрике Экспертное Бюро новую разработку: "Управление общественным транспортом".

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Галина Гусева