Сползание – процесс естественный

Подведены комплексные итоги наблюдения за ситуацией на БКПРУ-1 ОАО «Уралкалий» за период с 24 по 30 октября 2008 г.

По сообщению главного геолога ОАО «Уралкалий» Сергея Глебова, на 30 октября размеры провала в рыхлых отложениях не изменились – 435 на 320 м. Размеры воронки в коренных породах увеличились и составили 405 на 290 м (на 23 октября – 405 на 280 м). Увеличение воронки вызвано обрушением коренных пород по юго-восточному борту. С восточной стороны провала происходит оползание рыхлых пород по трещине, выявленной 8 октября. По результатам обследования местности, выполненного 29 октября, раскрытия мелких трещин, выявленных 16 октября, не наблюдается.

Минимальные расстояния до действующей железнодорожной ветки на 31 октября составили: от провала (в районе юго-восточного борта) – 93 м, от восточного борта выявленной 8 октября трещины – 70 м, от выявленной 16 октября трещины – 64 м. Оседания под действующей обводной железнодорожной веткой с начала наблюдений (03.04.2008 г.) по 29 октября составили 30 мм.

Александр Барях, заместитель директора Горного института УрО РАН: «Сползание пород по выявленной 8 октября трещине и образование уступа – это естественный процесс формирования восточного борта провала. Мы уже говорили, что образование системы трещин, опоясывающих провал, связано не с процессами растворения соляных пород и расширением карстовой полости, а отражает деформирование самого провала как природно-техногенной конструкции. Отделенный при этом породный массив может постепенно разрушаться, но может и сохранять свою устойчивость. Безусловно, нельзя исключить возможность дальнейшего продвижения провала или связанных с ним трещин в направлении железной дороги. Однако на сегодняшний день нет оснований для выводов об опасности эксплуатации железной дороги».

Сергей Дьяков, заместитель генерального директора ОАО «Уралкалий»: «В связи с образованием трещин в районе провала разработан проект дополнительного мониторинга участка действующего железнодорожного обхода, утвержденный 27 октября Горным институтом УрО РАН. Наблюдения за участком между провалом и железной дорогой включают визуальный контроль образования трещин, непрерывный сейсмологический мониторинг, маркшейдерский контроль деформации земной поверхности и железнодорожных путей и другие виды мониторинга».

По данным тахеометрической съемки за последнюю неделю скорости оседаний вокруг провала остались прежними. В районе железнодорожной станции, локомотивного депо, вокзала, горочного поста №5 скорости оседаний также не изменились или изменились незначительно. По грунтовым реперам пос. Нартовка (в районе отработки двух пластов) скорости оседаний также остаются на прежнем уровне.

Аномальных отклонений в режиме поверхностных водоёмов и водотоков, вызванных техногенными причинами, за весь период наблюдений с начала аварии не наблюдалось.

Содержание горючих и ядовитых газов в опасной зоне в районе провала и в районе шахтных стволов значительно ниже ПДК.

За отчетную неделю уровень сейсмической активности был весьма низок.

В районе провала за неделю зарегистрировано 22 события. Два сейсмических события связаны с процессами трещинообразования в консолидированных породах или с разрушениями в горных выработках, другие вызваны процессами обрушения и осыпания в рыхлых породах верхней части разреза. Эпицентры сейсмических событий располагались по внешнему контуру провала с северо-восточной, юго-восточной и северо-западной сторон.

Илья Мальцев, заместитель начальника 1 отряда государственной противопожарной службы МЧС России по Пермскому краю: «С 8 часов утра 30 октября до 8 часов утра 31 октября 2008 года в районах провала и карналлитовой зоны регистрировалось в среднем от 0 до 1 события в час. Всего за сутки в обоих районах зарегистрировано по 3 сейсмических события».

В районе отработки карналлитового пласта на панелях переходного периода за неделю зарегистрировано 24 сейсмических события, произошедших на уровне горных выработок. Все они имели незначительную энергию и зарегистрированы лишь подземными датчиками.

За период с 24 по 30 октября включительно по обходной железнодорожной ветке в сопровождении штатных аварийно-спасательных формирований было отправлено 5 составов с опасными грузами.

Текст: Пресс-служба оперативного штаба при Комиссии по чрезвычайным ситуациям Пермского края
Фото: Березниковский Форум

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Авария на Уралкалии