Сокращение смысла

Любопытное, скажу я вам, зрелище — страница сайта «Ведомостей» про сокращения в корпорациях. Вот несколько свежих сообщений. Нефтяной гигант ЛУКОЙЛ увольняет 600-700 человек, водочная фирма «Синергия» — 1000 человек, строительная группа ПИК планирует сократить от 15 до 35% персонала, «дочка» бывшей электроимперии Анатолия Чубайса «РусГидро» подумывает об увольнении 2700 человек, а монополисты из «Российских железных дорог» — аж 39 000 человек. Подобным новостям несть числа.

Прочитываются они легко, не сложнее, чем сводки о погоде. Но что стоит за сухими цифрами? Какие слова нашли топ-менеджеры той же «РусГидро» для каждого из почти 3000 увольняемых сотрудников? Увольняемых, в сущности, без вины — а потому что кризис. Мне вот почему-то кажется, что я знаю какие.

Давайте вспомним состоявшийся в прошлый четверг сеанс связи премьер-министра Владимира Путина с народом. Представители народа заинтересовались вопросом безработицы, что и неудивительно, судя хотя бы по примерам, которые мы привели выше. Премьер ответил народу, что для решения оперативных проблем с безработицей Службе занятости будет выделено до 50 млрд руб.

«Я все-таки надеюсь, что массовой безработицы у нас не будет, количество людей, которые временно утратили работу, конечно, возрастет», — пояснил Путин. Скажите: если под вами лично качается кресло, вам очень интересно, сколько именно миллиардов выделено на борьбу с сокращением количества рабочих мест в целом по стране?

С тем же успехом премьер мог в очередной раз поведать, как трудно сдерживать расширение НАТО на Восток, и потому всем россиянам необходимо затянуть пояса — вас лично, того, кого вот-вот выставят на улицу, такое объяснение бы успокоило?

Сдаётся - собственно, я даже не фантазирую, а сужу по разговорам с менеджерами разных российских компаний, - что в наших корпорациях увольняемым зачастую предлагают столь же малоубедительные объяснения, буквально в том же оскорбительном стиле «общественное выше личного». Год выдался непростым, рассказывают несчастным, компании трудно. В этих обстоятельствах единственное, что можно сделать, - попросить вас уйти. Иначе компания потеряет долю на рынке, умрет и уже не возродится.

А вас это сколько-нибудь трогает, если вас из компании выгоняют?

Но единомыслие с властью в стиле общения менеджеров с сотрудниками - ещё полбеды. А беда в том, что все уже смирились со стереотипом, который выворачивает мозг буквально наизнанку. «Как бы официально» нужно говорить, что кризиса вовсе нет. «Как бы неофициально» - жестко проводить сокращения, объясняя их мировыми трендами.

А много ли таких компаний, чьи акционеры громко заявили бы: мы не боимся этого вашего кризиса, мы никого не увольняем и даже расширяем масштаб инвестиций, мы намерены дальновидно воспользоваться моментом, чтобы захватить максимальную долю рынка, пока поникшие конкуренты отчитываются друг перед другом о сокращении расходов?

По пальцам можно пересчитать такие компании. Жаль.

Текст: Александр Малютин, “Ведомости”
Илл. из архива

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


кадровый голод

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса