Нелишние люди

Лет пять назад мне довелось готовить статью об оптимизации производственных процессов в компании «Русский алюминий». Тогда не было кризиса, цены на сырье росли и сам «Русал» проблем с деньгами тоже не испытывал. Но доставшиеся компании предприятия работали так неэффективно, что руководство холдинга не хотело с этим мириться.

Вспоминается такой пример. В резервуарах, где плавится металл, иногда образуется корка, которую нужно разбивать отбойным молотком. Молотки лежали только в одном углу цеха, а сам цех, между прочим, длиной несколько сотен метров, и рабочему из другого угла приходилось преодолевать стайерскую дистанцию.

Всё посчитав, специалисты «Русала» решили устроить несколько мест хранения молотков. Конечно, дополнительный инструмент стоил денег, но это окупалось экономией рабочего времени.

Как вы думаете, возможно ли такое сейчас? Лично я сомневаюсь — судя по поступающим из компаний сведениям о разного рода оптимизациях и сокращениях расходов. Легче представить, что «лишние» молотки в условиях пламенной борьбы с кризисом будут проданы, а рабочим велят быстрее бегать. Не верите? Напрасно.

Несть числа сообщениям об увольнениях маркетологов, аналитиков, ремонтных рабочих и даже персонала, обеспечивающего в офисах круглосуточную работу кофеварок.

Смех смехом, а имеющаяся под рукой чашечка кофе для аналитика-полуночника или бухгалтера, вторые сутки сводящего квартальный отчет, — такое же необходимое удобство, как инструмент под рукой у рабочего. Экономия хороша, когда не наносится вред производственному процессу. Иначе получится как в известной сказке, где клиент заставил мастера сшить из шкурки вместо одной шапки целых семь — но ни одну из них невозможно было надеть.

Конечно, аналитики и маркетологи отчасти заслужили то, что их считают «лишними людьми». Примеров ошибочных прогнозов и не давших результата маркетинговых программ — масса. Но вспомним слова Дэвида Огилви: «Я знаю, что половина моей рекламы работает неэффективно, но не знаю, какая именно». Сокращая вдвое число работников сферы анализа или промоушена, вы никогда не можете быть уверены, что уволили именно тех, кого нужно.

Сдается, многие компании скоро поймут, что переборщили, и пойдет новая волна спроса на «ненужные» профессии. Те, кто спохватится раньше, смогут нанять лучших.

Не в традиции российских компаний комплектоваться как футбольные команды, когда добросовестный работник увольняется лишь потому, что на рынке есть кто-то посильнее. Но сейчас у корпораций есть именно такая возможность. Кто удачнее проведет селекцию, получит самую сильную команду.

Текст: Александр Малютин, SmartMoney
Илл.: Сеть

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


кадровый голод