Вокруг провала

Новая ветка теперь будет достаточно далеко от этого жуткого кратера

Павел Алексеевич Шабдаров, начальник станции Березники, на судьбу не жалуется. Хотя в его положении винить больше некого. Угораздило же случиться знаменитому березниковскому провалу именно в пределах его станции! Теперь он со своим хозяйством всё время в центре внимания самого высокого начальства и, можно сказать, в авангарде научной мысли.

Подобной техногенной аварии в стране никогда не случалось, поэтому за жизнедеятельностью нежданно-негаданно появившейся дыры в земле следят десятки научных учреждений. Говорят, благодаря провалу за истекшие полтора года написано несколько кандидатских и докторских диссертаций. Только самому Шабдарову это радости не прибавляет. Станция потеряла подъездные пути одного из парков. Возникла реальная угроза прекращения сообщения с городами Березниковско-Соликамского региона. Ежесуточная погрузка отрезанных провалом от магистральных направлений станций по итогам прошлого года составила 25 тыс. тонн. Сегодня сообщение c Большой землёй осуществляется по шестикилометровому однопутному электрифицированному обходу, построенному в кратчайшие сроки. В семидесяти метрах от края ямы и под неусыпным контролем железнодорожников и спасательных служб.

А в ближайшем будущем Березникам грозит участь тупиковой станции. К декабрю 2009 года будет построена новая ветка до Соликамска. Опасный район останется в стороне. Пассажирское сообщение восстановят в прежнем режиме, а вместе с ним и надёжное грузовое сообщение страны с богатейшим краем.

История события следующая. В октябре 2006 года выяснилось, что один из закрытых рудников Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей в городе Березники начал активно затопляться. Как сказано в официальных документах, водами рассольного горизонта. Спустя десять дней приток этого рассола увеличился до тысячи двухсот кубометров в час. Традиционный вопрос: «Почему это случилось и кто виноват?» так и не получил исчерпывающего и однозначного ответа. Шахта давно не разрабатывалась, и насколько правильно она была затампонирована, уже никто не берётся судить. Вода прорвала водозащитный слой шахты, и 27 июля 2007 года земля разверзлась невдалеке от цеха технической соли рудника первого рудоуправления ОАО «Уралкалий» и со стоном провалилась. Образовалась воронка глубиной 220 метров, формой напоминающая сердечко. Столб вырвавшегося из подземелья газа возвестил о начале техногенной аварии. Наверное, это редкий случай, когда природа не застигла людей врасплох. Движение по железной дороге на особо опасном участке уже давно было прекращено. Пассажирские поезда до Соликамска отменили и конечным пунктом сделали станцию Березники-сортировочные. В январе 2007 года через вновь врезанные стрелочные переводы был уложен обходной путь длиной 850 м. А в октябре, уже после аварии, ударными темпами начали строить шестикилометровый обход, и не только вокруг образовавшейся ямы, но и огибая ещё одну потенциально опасную зону – так называемую одиннадцатую панель. Рудники, на которых разработки закончились ещё в 40-х годах прошлого века. 28 декабря 2007 года шестикилометровый участок был принят в эксплуатацию.

И в самом городе меры по предупреждению возможного повторения аварии были приняты. Подработки соляных шахт здесь в буквальном смысле под ногами. Город стоит на пустотах. В опасной зоне оказались почти два десятка домов и 250 квартир. Граждан срочно выселили. Благодаря чему в Березниках вырос современный коттеджный посёлок.

Стихия никому не давала расслабиться. В апреле прошлого года резко возрос приток надсолевых вод, и провал начал расти и шириться. На злосчастном месте образовалось озеро с отчаянно крутыми и постоянно осыпающимися берегами. Говорят, это было похоже на американские каньоны. А вода в этом озере стояла изумрудно-зелёного цвета. Точь-в-точь как парадный фасад рудоуправления «Уралкалий». Впрочем, вода и не стояла, а всё время поднималась. По подсчётам учёных, к концу года уровень воды может повыситься ещё на 5 м и сравняется с уровнем Балтийского моря, которое у нас взято за эталон. По самым последним мартовским наблюдениям, длина воронки провала составляет 446 м, ширина – 328 м. Ручьи из рассола уже вытекают за эти пределы. Край ползущего вширь озера начинает приближаться к судоходному каналу, сооружённому в 30-е годы прошлого века для нужд предприятия. А канал имеет выход в реку Каму. Для её защиты осенью прошлого года возвели укреплённую дамбу.

Бывшие промздания вокруг провала не выдержали и начали рушиться. Особенно эффектно выглядит цех технической соли. Одна треть его ушла в воду и выглядит так, словно его бомбили с воздуха. На другом берегу из последних сил держится сушильный цех рудника. Вода плещется о его стены, и все гадают, когда бетонные блоки рухнут. Следы изменившегося состояния ландшафта заметны даже на корпусах ТЭЦ-10, что расположена в метрах пятистах от зелёного озера. И за действующей железной дорогой. Трещины видны невооружённым глазом. И хотя расширение и обводнение провала приостановилось осенью, железнодорожникам приходится держать ухо востро.

– Каждый поезд с химическими грузами у нас сопровождают газозащита и пожарные службы, – говорит начальник станции Березники Павел Алексеевич Шабдаров. – Дежурят наряды, пока поезд не пройдёт злосчастную яму.

Шаткость ситуации, непредсказуемость заставили железнодорожников принять кардинальные меры по глубокому обходу опасного места. Глубина обхода, то есть новой ветки до Соликамска, – 53 км.

– Такой масштабной стройки дорога не видела лет двадцать, – говорит главный инженер Свердловской магистрали Игорь Олегович Набойченко. – Это, конечно, радует. Но, с другой стороны, жалко, что такие средства – 12 млрд руб. – идут на восстановление после беды, а не на развитие дороги.
По плану закончить ветку строители должны 15 декабря этого года.

– А почему именно 53 километра выбрали для обхода? – интересуюсь я.
– Решим вопрос раз и навсегда, – отвечает Набойченко. – Таким образом, по расчётам учёных, мы минуем границы залегания месторождения и будущих выработок.

Дорогу построят в три очереди. Из всей суммы в текущем году освоят 10 млрд руб. Будет уложен путь, построены разъезды и сооружены четыре тяговые подстанции по всей длине участка. Кстати, вопрос о финансировании остро стоял до последнего времени. Но в середине марта принято решение, что 6 млрд руб. будут возмещены за счёт средств ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит». В масштабности и целеустремлённости стройки сомневаться не приходится. Строители чуть ли не дышат в затылок проектировщикам. Стройка проходит в крайне тяжёлых геологических условиях. Кроме того, по словам главного инженера Свердловской дороги, на всём протяжении будущей ветки находятся более сорока узлов коммуникаций, которые препятствуют строительству.

– Хоть и по тайге идём, – замечает Игорь Олегович, – но тайга очень обжитая. Газопроводы, нефтепроводы, водоводы и две автомобильные дороги, над которыми придётся строить путепроводы.

А пока железнодорожные строители треста «Бамстроймеханизация» ударно прокладывают путь к Соликамску, мы с Павлом Алексеевичем Шабдаровым стоим на смотровой вышке недалеко от станции Березники и наблюдаем за провалом. Вышку построили специально для этих целей. Дует ветер, и снег заметает солёное озеро. Воды под ним и не видно. Пусто и неуютно на этих берегах. Всё замерло под зимним одеялом. Кажется, что и провал спит. И только собаки, перебегающие озеро сквозь снежную круговерть, оживляют мёртвый пейзаж. А у начальника станции дума на челе – скоро весна. Тогда всё снова придёт в движение. Снег растает, и вода прибудет. И что случится дальше со всем этим неспокойным местом, никто не скажет наверное. Ждём, когда проснётся солёный провал…

Текст: Александр Рохлин, Гудок
Илл. из архива

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Авария на Уралкалии