И я по шпалам, опять по шпалам, пойду домой по привычке...

В редакцию «Вечерки» пришло письмо от жительницы поселка Железнодорожный, рассказавшей о транспортных мытарствах людей, проживающих в поселке.

ПОЛЦАРСТВА ЗА КОНЯ
«Благодаря «заботе» березниковского ПАТП 2, мы, жители Железнодорожного, оказались отрезанными от внешнего мира, — говорится в письме. — За два последних года мы многое претерпели — и отмену движения большого количества электропоездов и поездов дальнего следования, и отмену льготного проезда для учащихся, и повышение стоимости билета в два раза. Но с недавних пор у нас отменили первый и последний рейсы 142-го маршрута — в результате большая часть жителей потеряла возможность попасть утром в город на учебу, а вечером — вернуться назад. Выкладывать по 500 рублей на такси за поездку в один конец нам не по карману, но жители поселка вынуждены тратить столько, чтобы вечером вернуться домой! Мы пытались решить эти вопросы и на уровне местной администрации, и на уровне района, и на уровне города, но нас не слышат. Что нам делать — менять квартиру в Железнодорожном с огромной доплатой на квартиру в Березниках, для того чтобы в нас, наконец, увидели людей?»

КИЛОМЕТР - ЗА ПОЛТОРА РУБЛЯ
Один билет до Железнодорожного стоит 50 рублей. Если честно, мы были не готовы пойти на такие жертвы и поехали в поселок на редакционном автомобиле. Но для начала заехали на вокзал, чтобы обнулить счетчик дневного пробега. Для чего нам это потребовалось? Для того чтобы выяснить точное расстояние от начальной точки маршрута (железнодорожного вокзала в Березниках) до конечной — станции Березники—Сортировочная. Зная километраж, можно приблизительно представить, сколько может стоить билет — ведь согласно постановлению Региональной энергетической комиссии Пермского края № 7-а от 30.04.08 г., стоимость одного километра поездки в автобусе пригородного сообщения равняется 1 рублю 50 копейкам.

Счетчик пробега нашего автомобиля показал без малого 28 километров. Правильность показаний подтвердила и спутниковая интернет-карта. Следовательно, если транспортники руководствуются распоряжением губернатора, цена билета на автобус 142-го маршрута должна быть не выше 42 рублей. На восемь рублей меньше существующего тарифа, утвержденного год назад березниковской городской Думой. Представители ПАТП-2 тогда просили поднять тариф до 75 рублей, но депутаты
умерили пыл транспортников, посчитав, что повышать проезд более чем в два раза было бы слишком.

В ГОРОД - «НА ПЕРЕКЛАДНЫХ»
Глава администрации поселка Железнодорожный Людмила Барба в курсе транспортных мытарств своих жителей. Об этих проблемах не устает говорить и депутат земского собрания Усольского района Татьяна Беляева. В Железнодорожном проживают 2053 человека, среди них много тех, кто работает и учится в Березниках. Уставшие от проблем люди уже перекрывали дорогу, ведущую к поселку. Но пикет помог лишь выпустить пар, а вот решить вопрос — не помог.
— Наши дети-студенты по утрам штурмуют электричку, которая идет до станции Калийная, — говорит Татьяна Беляева. — Но эта станция перестала быть пассажирской, там теперь нет даже перрона, а пешеходный мост разобран. С риском для жизни молодежь перебирается через пути мимо снующих составов, спеша к ведомственному автобусу, что связывает БРУ-2 и город. Я считаю этот путь в город весьма опасным. Раньше студент мог позволить себе добраться до города за полцены — всего за 12 рублей 50 копеек, но с 1 апреля 2008 года проезд подорожал до 50 рублей, а льготы отменили. Таким образом, для молодежи реальная стоимость проезда выросла в 4 раза!

По словам главы поселковой администрации Людмилы Барба, до 2006 года по маршруту от Сортировочной до Березников ходили 5—7 электричек и 4 пассажирских поезда, проезд в одну сторону по железной дороге стоил 18 рублей. Сейчас количество электричек в сторону Калийной уменьшилось вдвое, а поезда в Березники не ходят совсем. Льготные билеты на автобусном маршруте отменены.

– В 2006 же году поселок Железнодорожный перешел под юрисдикцию Усольского района, — говорит Людмила Барба. — Но своего муниципального перевозчика у Усолья нет, и проблему взялись решать в Березниках. Но решать ее для березниковцев, которые с того же года вынуждены ездить к поездам на Сортировочную. Даже дорогу от трассы Кунгур-Соликамск немного подремонтировали и открыли для автобусного движения. Удивительно, ведь в предыдущие годы эту дорогу не открывали для общественного транспорта под предлогом ее несоответствия необходимым требованиям.

ДОРОГАЯ МОЯ ДОРОГА
Участок трассы Кунгур-Соликамск от Березников до Яйвы в последние два года оказался сильно изношенным причина, скорее всего, в большегрузной технике, постоянно курсирующей по этой дороге. В еще худшем состоянии находится примыкающий к трассе четырехкилометровый отрезок пути, ведущий к поселку Железнодорожный. Много лет этот отрезок даже не считался дорогой — это был технологический проезд, построенный в 70 х годах для нужд передвижной мехколонны, работавшей в том районе. В пригородный поселок Железнодорожный можно было доехать из Березников по более короткому пути — через БРУ-2. Но и эта дорога сегодня заброшена, говорят в администрации поселка: Будь она в рабочем состоянии, можно было бы сократить километраж и время в пути и, следовательно, тарифы на перевозки. Наверное, проблема транспортной доступности Железнодорожного решилась бы по-другому, если бы поселок оставался березниковской территорией. На уровне преимущественно сельского района решать вопросы стало труднее.

– Вопрос о транспортном обеспечении поселка неоднократно выносился на повестку дня земского собрания Усольского района, — говорит депутат от поселка Железнодорожный Татьяна Беляева. — Рассматривалась и просьба жителей поселка о снижении цен на билет на автобус 142-го маршрута. Но в положительном решении было отказано, так как, согласившись дотировать один из маршрутов, необходимо будет аналогично поступить и с остальными автобусными маршрутами, обслуживающими район. А у района на такие дотации не необходимых средств.

ЧАСТНИК КОМПЕНСАЦИИ НЕ ТРЕБУЕТ
— Мы не оставляем без внимания проблемы жителей поселка Железнодорожный, - говорит заместитель главы администрации Усольского района Валерий Чистяков. — Ситуация с транспортным обеспечением этого поселка действительно напряженная. Когда березниковское ПЛТП-2 приняло решение отменить первый и последний рейсы автобуса 142-го маршрута, я встречался в администрации города Березники с заместителем главы Юрием Любедевым, начальником управления городского хозяйства Андреем Андреем Золотовым и директором МУП ПАТП-2 Владимиром Немцевым. Транспортники предоставли официальные документы с анализом пассажиропотока. Согласно этим документам, количество пассажиров на первом и последнем рейсах в среднем не превышало пяти человек. При таком пассажиропотоке и убыточности маршрута (себестоимость поездки составляет 72 рубля при цене билета в 50 рублей) для ПАТП-2 эти рейсы оказались невыгодными и поэтому были отменены. Насколько мне известно, дотации Березников на этом маршруте составляют 230 тысяч рублей в месяц. Компенсироать даже часть этих расходов наш дотационный Усольский район не вправе. Мы пошли по иному пути. Поскольку 142-й автобусный маршрут позиционируется как маршрут для доставки пассажиров с железнодорожного вокзала к поездам, администрация района провела работу по поиску альтернативного перевозчика. Такой перевозчик был найден и уже совершил пробные рейсы между Железнодорожным, Березниками и Усольем. Расписание следования автобусов частного предпринимателя учитывает пожелания жителей поселка, в расписании имеются как ранние, так и поздние рейсы, а стоимость проезда не превышает 45 рублей. Будут ли действовать льготы для пассажиров на коммерческом маршруте, пока не известно. По словам Валерия Чистякова, все будет зависеть от наполняемости автобуса и рентабельности рейса.

Текст: Михаил Ермолович, «Березники Вечерние» (г. Березники, Пермский край)
Илл. из архива «Иной газеты»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс