Развод калийного магната заполняет индийскую паузу

Секрет активного интереса прессы, включая самую высоколобую и экономически подкованную, на бытовые мелочи внимания не обращающую, к ситуации с разводом четы Рыболовлевых, можно объяснить не только «мёртвым сезоном» на информационном пространстве, каковым обычно считается середина лета. То есть, конечно, можно и этим – июль, тополиный пух и всё такое, общий спад деловой активности, период отпусков, даже в августе можно ожидать большей насыщенности событиями (то «Курск», то ГКЧП, то Грузия в Осетии). Но не только.

И уж тем всяко не гипотетическими перспективами для Елены Рыболовлевой отсудить у Дмитрия Евгеньевича половину его (Дмитрия Рыболовлева) пакета акций «Уралкалия» и усилить позиции миноритарных акционеров, которые, бросая свои мелкие пакеты на чашу весов то Дмитрия, то Елены, то Bank of New York смогут наконец-то решать судьбу калийной компании, как в Италии или, скажем, Ливане мелкие политические партии свергают и устанавливают правительства. Если, конечно, не допустить, что кто-то из ближе-ближнего окружения Дмитрия Евгеньевича решил таким образом покончить с калийной монархией, то указанные перспективы чересчур гипотетичны. Даже версии о том, что Дмитрий Рыболовлев пытается уберечь часть состояния от грозящей конфискации, или о том, что таким образом незаметно для иностранных акционеров и России производится смена владельца контрольного пакета, или, что таким образом банально поднимаются котировки акций «Уралкалия», выглядят менее фантастично. А эти версии, между тем, не высказываются вовсе и никем, за исключением редких комментаторов на березниковских web-ресурсах.

В действительности история с разводом Рыболовлевых оказалась «не в то время, не в том месте». Хотя, может, как раз в то и в том, смотря с какой стороны смотреть.

Действительно сыграл роль спад информационной активности. Который, кроме прочего, привлёк внимание экономически озабоченной медиаобщественности к состоявшемуся в Индии аукциону на поставку калийных удобрений в эту страну. Который (аукцион) должен сыграть весьма важную роль в определении мировых цен на калийные удобрения, объёмов поставок, соответственно, загрузки производственных мощностей «Уралкалия» и «Сильвинита», а также условий поставки хлористого калия для отечественных потребителей. Которыми являются, почитай, все химические гиганты России – и «Акрон», и «Уралхим», и «Еврохим», и «Фосагро» и т.д.. Окончательную, финальную партию в этом вопросе сыграет Китай, а Индия – это как бы предварительная партия.

Напомним, в частности, что на прошлой неделе стало известно о намерениях «Уралкалия» и «Сильвинита» поднять цены поставки хлористого калия на внутреннем рынке примерно на 20 %. Примерно до 4700 рублей за тонну (прежде действовали договоры о поставках по цене примерно 3700 рублей за тонну). Причём «Уралкалий» сообщил, что договорился со своими потребителями – «Фосагро» и «Еврохимом» о новых ценах. Потребители «Уралкалия» согласились с тем, что негоже покупать продукцию «ниже себестоимости» (так определяют старые цены в «Уралкалии»). А потребители «Сильвинита» - и «Акрон», и «Уралхим», и другие, напротив, выразили несогласие и заявили, что готовы даже остановить производство, если отпускная цена будет повышена.

Причём понятно, что «продажа ниже себестоимости» стала напрягать калийщиков только из-за того, что остановился рост калийных цен на мировом рынке, да и сами закупки приостановились (воспользовавшись пресловутым мировым кризисом Китай и Индия, как крупнейшие потребители хлористого калия, решили подождать, пока цены откатятся назад, как и положено во время кризиса). Ранее безудержный рост цен на внешних рынках позволял российским калийщикам компенсировать «убыточные» поставки хлористого калия внутрь страны и даже демонстрировать некоторый патриотизм и социальную ответственность, объявляя о замораживании внутренних цен. А что бы и не быть патриотами, если это стоит копейки?

В частности, в прошлом году «Уралкалий» и «Сильвинит» поставили на внутренний рынок соответственно 0,53 млн тонн (11% совокупного производства) и 0,93 млн тонн (19% совокупного производства) калийных солей. А в этом году, по оценке экспертов, «Уралкалий» и «Сильвинит» поставят на внутренний рынок соответственно около 0,54 млн тонн (20% совокупного производства) и 1,07 млн тонн (30% совокупного производства) калийных солей. Таким образом, повышение внутренних цен на калийные соли с III квартала, согласно расчетам аналитиков, позволит увеличить выручку «Уралкалия» и, вероятно, «Сильвинита» по итогам 2009 г. лишь на 0,5-1% по сравнению с текущей оценкой.

Словом, как ни крути, а главные вопросы благосостояния нынешних калийных производителей решаются за рубежом. И ключевым моментом являются итоги индийского тендера. На котором обкатывается степень неуступчивости сторон. Потребители, понятно, не хотят платить слишком дорого, производители не хотят слишком дёшево продавать. Кто сломается – Индия, у которой подходят к концу запасы удобрений, или производители калия, для которых «главное – сохранить кадры» (цитата из документов годового собрания акционеров ОАО «Уралкалий»), а кадрам нужно платить, даже если урезать премию, а кроме того последствия аварии на БКПРУ-1 висят дамокловым мечом и т.д.? За Индией, понятно, последует Китай. Китай имеет больше запасов калийных удобрений, но, если калийщики начнут поставки в Индию, то некоторое время смогут обходиться без китайских денег. А запасы удобрений рано или поздно закончатся и в Китае, и Поднебесной придётся соглашаться на предложенные цены. Или наоборот. Индия устоит, тогда и Китаю будет легче торговаться.

Словом, идёт война нервов и выдержки. И она, естественно, привлекает внимание экономически озабоченной медиаобщественности. И, естественно, уже хочется знать финал, перемотать до конца кассету, заглянуть на последнюю страницу. Но тут-то и наступила пауза. Аукцион в Индии состоялся, а официальные результаты его пока остаются неизвестными. Во всяком случае, вчера ещё оставались.

Неофициальные результаты тендера уже опубликованы и расценены некоторыми вполне положительно для производителей калия. Белорусская Калийная Компания, торгующая продукцией «Уралкалия» и «Беларуськалия, предложила поставки на прошлогоднем уровне $ 625 за тонну, по этой же цене предложили поставлять хлористый калий в Индию и другие участники аукциона, за исключением канадской Canpotex, которая запросила $ 635 за тонну. Вроде бы для поставщиков всё складывается превосходно… Но даже неофициально остаётся неизвестной цена, предложенная соликамским ОАО «Сильвинит» (в прошлом году соликамская компания отправляла в Индию до 20 % своей продукции). А это значит, что исход на самом деле неизвестен. И в калийных кулуарах шепчутся, что один из участников аукциона может получить эксклюзивный контракт, за счёт демпинга. При этом мировая калийная диаспора может, конечно, очень косо посмотреть на демпингующего нарушителя, но с другой стороны – кризис, каждый сам за себя.

Словом, дайте же, наконец, досмотреть до конца, хватит мучить зрителя! А вот поди ж ты, пауза.

Естественно, что в таких условиях будет заметным и даже, наверное, казаться значительным малейшее движение в районе калийных кулис. И пока на «серьёзные темы» говорить невозможно, остаётся обсуждать развод, перспективы Елены отобрать у Дмитрия домик во Флориде и, возможно, даже процентов тридцать акций «Уралкалия», которые на самом-то деле записаны не лично на Дмитрия Рыболовлева, а на Madura… Ну и так далее. Надо же о чём-то поговорить.

Текст: Андрей Шельга
Илл. из архива «Иной газеты»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


брак