Волшебная магия театра

Зачем нужны министры? Затем, чтобы осуществлять свои мечты! Этой шуткой министр культуры и массовых коммуникаций Пермского края Борис Мильграм открыл 6 июля в Березниках гастроли Пермского театра драмы мюзиклом «Владимирская площадь».

Но, как говорится, в каждой шутке есть доля истины. Пять лет назад, когда Борис Мильграм стал художественным руководителем театра, он сразу же решил, что пермские артисты должны показать свое творчество в Березниках – втором по величине городе края. Однако тогда это событие для нашего зрителя прошло незамеченным. Но он не потерял надежды собрать полный зал, и 6 июля это удалось.

Зритель пришел. Пришел, скорее из любопытства, недоумевая, как можно поставить мюзикл по роману «Униженные и оскорбленные», насколько реально облечь в доступную музыкальную форму слова великого русского классика. Но главное – зритель пришел, а, значит, Пермскому драматическому театру удалось разрешить неразрешимую, казалось бы, задачу – заманить к себе не только театральных гурманов, которым дороги Чехов и Шекспир, но и людей, далеких от высокого искусства. Спустя 15 минут после того, как поднялся занавес, эта разница полностью стерлась – словно единый организм, полутысячный зал ДК Ленина сопереживал событиям, разворачивающиеся на сцене.

Впрочем, сцены не было. Она исчезла, как занавес, кулисы и не востребованная уже много лет подряд оркестровая яма. Остался только большой город с огоньками светящихся в ночи окон, в которые можно легко заглянуть и посмотреть на живущих там людей, с Владимирской площадью, постоянно заполненной разношерстной толпой горожан, со скромными особняками, утопающими в яблоневых садах, с улицами и храмами.

Добиться этого удивительного эффекта пермской труппе удалось с помощью непривычного использования пространства. Зачем толпится на сцене, если можно использовать огромные вертикальные конструкции с этажами, соединенными ступенями и передвигать их, согласно действию? Зачем заказывать массу декораций, если так просто превратить ротонду в храм, всего лишь спустив сверху купол на вставшие в круг колонны? Мощно задействовав пространство сцены, пермский театр драмы совершил настоящий прорыв в сценографии и все это ради великой иллюзии, которая называется Театр.

Неудивительно, что мюзикл «Владимирская площадь» произвел самое лучшее впечатление на Х Фестивале русского искусства в Марселе. Высокую оценку получил он и на Втором национальном фестивале «Музыкальное сердце театра» в Москве. А это особенно ценно для актеров, поскольку многим из них, чисто драматическим актерам, во «Владимирской площади» пришлось запеть.

Поют все участники спектакля, а их больше ста человек. О своей первой несостоявшейся любви, которая рассыпалась сквозь пальцы, как песок, поет изможденный чахоткой нищий поэт Иван Петрович. О дочери, чье имя втоптали в грязь и тем самым навлекли позор на всю семью, поет отец сбежавшей с любимым Наташи. О несчастной своей судьбе и желании поставить в ней точку, уйдя под лед, поет хрупкая сиротка Нелли. Кстати, исполнительница этой роли актриса Ирина Максимкина и автор музыки, звучащей в «Владимирской площади», композитор Александр Журбин стали лауреатами фестиваля «Музыкальное сердце театра».

Музыка потрясающая. По мнению Александра Журбина, «здесь все истерика, все на грани, и это безумно хорошо, потому что главное условие мюзикла – его страстность». Музыка во стократ усиливает глубину драмы каждого из персонажей. И вряд ли в зале нашлась хоть одна женщина, на глазах которой не выступили слезы после того, как «голубка улетела» – маленькая Нелли покинула этот мир. Мир, где ничего кроме обид и униженных просьб о подаянии она не видела. Мир, из которого также рано ушла ее красивая молодая мама, обманутая коварным соблазнителем. Мир, где ее бросил дед, оказавшийся на старости лет в полной нищете.

Невольно проводишь ассоциацию с современной жизнью, ведь со времен Достоевского сирот и нищих не стало меньше. И девушек, скрывающих под наигранным весельем проститутки боль разбитых сердец, тоже не убавилось. И стариков с медной кружкой в трясущихся руках можно увидеть не только на паперти. Впрочем, нет недостатка и в сильных мира сего, которые ради копеечной прибыли или собственной прихоти легко ломают человеческие судьбы.

«Как только в театр вернется трагедия, – сказал в одном из своих интервью Борис Мильграм, – это будет означать, что из реальной жизни она ушла». А пока березниковский зритель смотрит мюзикл. Но такой мощный, что аплодировать артистам можно только стоя и долго-долго не отпускать со сцены, чтобы не кончалась волшебная магия под названием «Театр».

Текст: Ольга Половникова, березниковская независимая газета “Неделя.RU”
Фото: Вадим Белов

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


искусство