Путинобоязнь

Силь ву пле, дорогие гости, силь ву пле

Вчера в Березниках местами перекрывали дороги, время от времени ездили с мигалками, а в точках, неположенных по обыкновенному для Березников распорядку, дежурили гаишники и пожарные. Зато мусор активно вывозился из доступных прохожему и проезжему взгляду мест своего обыкновенного скопления. Плюс резко обострившаяся вчера – что стало особенно заметно после неожиданного спада в конце прошлой-начале нынешней недель – ремонтно-дорожная активность.

Наблюдатели трезвомыслящие и объясняющие всё причинами обыкновенными и естественными могли предположить, что, скажем, усиленные меры безопасности вчера были связаны с проходившей вчера к городском парке развлекательной программе для детей, отдыхающих в городских оздоровительных центрах «Звёзды будущего». А аналогичные меры, ожидающиеся в субботу, с Днём физкультурника. А оживление ремонта дорог – с приближающимся завершением летнего сезона и нежеланием местных управителей наступать на грабли прошлых лет, когда свежий асфальт укладывался поверх свежего снежка. И т.д.

Людям же стихийным, обладающим буйной фантазией, верящим в чудеса и Деда Мороза, всякого рода смутьянам и романтикам естественных объяснений искать не требовалось. Ждут Путина, и весь сказ. Ждут в пятницу-субботу, скорее всего – в субботу, ибо вчера Владимир Владимирович пребывали в Анкаре и договорился обо всём с турецкими друзьями, и марш-бросок на север Прикамья с, как минимум, одной пересадкой (как известно, березниковский аэропорт почил в бозе, так что самолётом можно долететь только до Перми) представляется малопривлекательной идеей даже для такого спортивного человека, как российский премьер.

Следует заметить, что численность второй категории – ожидающей премьер-визита и готовящейся к оному – в последние дни сильно прибавилась, и вообще ожидание Путина в Березниках, похоже, достигло критической точки, до такой степени, что кажется в субботу во всех местах чиновного и иного управленческого присутствия можно будет видеть сотрудников относительно невысокого ранга, истошно орущих в холле (вестибюле, коридоре, на пороге): «Е-е-е-е-дуу-ут! Е-е-е-е-е-дуу-ут!». Что та дворовая девка в замечательном фильме «Формула любви».

Аналогия с той киношной дворней тем правильнее, что состояние ожидания Владимира Владимировича в Березниках нагоняет трепет и вызывает истерические настроения исключительно на власти предержащие, власть имущих и к властям приближённых. Даже рядовой состав подразделений, структур и предприятий, вынуждаемый к срочному исполнению предписаний по наведению порядка и тренировочным заездам с мигалками, нервничает меньше, а, пожалуй, что и вовсе не нервничает. Оно совершенно понятно, здесь работает принцип, предельно чётко формулируемый в армии (люди штатские, конечно, такой формулировки не знают, но принципа этого придерживаются): «солдату не нужно бояться генеральской проверки, генерал проверяет офицеров, вот пусть они и боятся». Разумеется, все, связанные с подготовкой к явлению генерала, приколы (типа, привязывания листков к деревьям, чтобы не портила внешний вид опавшая листва, или покраски желтеющей травы в предписанный уставом зелёный цвет) доставляют некоторые неудобства, но неудобства эти незначительные, преходящие и, к тому же, с удовольствием потом вспоминаемые.

Впрочем, на сём трепете ожидания барами и дворней дорогого гостя аналогия с душевным кинопроизведением Марка Захарова и заканчивается. Потому что киношные хозяева ждали действительно дорогого гостя и более всего беспокоились о том, как бы не ударить в грязь лицом, соблюсти всё гостеприимство и т.д. Ожидания березниковского режима местного управления, трепет и даже страх перед предстоящим (вероятным, предполагаемым, гипотетическим) визитом имеют совершенно иные основания.

В том фильме ждали приезда Гостя. Дорогого, чтимого, уважаемого, значимого. Березниковский режим сейчас ждёт приезда Врага. Именно так. Главного врага местных царьков, божков и их холуёв. Главного врага сочинителей благостных комиксов о светлом березниковском настоящем. Главного врага режима БХ.

Врага не потому, что плохой, или гад-фашист, или демократию душит, или частную собственность отбирает, и вообще вне связи с какими-либо идеологическими, политологическими причинами и мотивами. «Их» враждебное отношение к Владимиру Путину имеет совершенно зоологическое происхождение, это как животная ненависть мелких грызунов к кошкам. Путин – враг, потому что может спросить и может наказать. Владимир Путин сейчас для режима БХ это – олицетворение Ответственности. Ответственности за всё, что сделано и что не сделано, за дела и делишки, за правое и неправое.

Той ответственности, которая должна была бы быть перед березниковским населением, но от которой режим БХ успешно оградился, наложив руку на информационное пространство, препятствуя распространению неподцензурной прессы и превратив городской парламент в кукольный театр (принятый на службу калийную компанию «куратор» для каждого депутата – это вам как нравится? А «куратор» заметного в местной политике Игоря Вылетка, ранее специалист по пиару мебельного салона где-то на Южном Урале – это как?).

Той ответственности перед законом, которой успешно удаётся избежать, если правильно договориться с правоохранительными органами.

Той ответственности перед любыми другими властями, министрами и губернаторами, которую можно обменять на, например, правильные результаты голосования или имитацию социальной ответственности.

Наконец, той ответственности перед самим собой за качество своей работы, которая должна бы быть у каждого нормально воспитанного человека, но которая отчего-то не наблюдается у тех, кто получает наши деньги за работу по обеспечению жизнедеятельности нашего города.

Владимир Путин, и, пожалуй, он один сейчас олицетворяет всю эту ответственность и потому он главный враг. И его визит – визит Врага. Не потому, что обязательно накажет, отберёт «Уралкалий» у Дмитрия Рыболовлева, а мэра Андрея Мотовилова прикажет сечь розгами на Советской площади. А потому, что МОЖЕТ это сделать. Потому что это единственная угроза безмятежному существованию режима БХ, которая этим режимом воспринимается как реальная. Бунт оголодавших шахтёров кажется фантастикой, бессильное тявканье интернет-общественности представляется смешным, обрушение домов, рост клещевой угрозы, детская смертность, проблемы здравоохранения и образования – так это и вовсе проблема самого населения, «их» не касается. Поражение на предстоящих выборах местного самоуправления? Да, запропагандируем, отпиарим, весь город со всех сторон зелёными листочками утрём!

А вот Владимир Путин – это серьёзно. Владимир Путин в Березниках – это для БХ как для Сталина гитлеровские танки у стен Мавзолея. Как очень строгий учитель, взывавший к доске. Как та жена с вопросом «Где деньги?» («Какие деньги»?).

Понять можно. Пожалеть… Не знаю, как уважаемый читатель, а мне больше брезгливо.

С точки зрения текущей реальности, последствий и эффектов… Как понравится премьеру наш город, не так интересно. Более любопытно, например, другое – если приедет Владимир Путин, то будет ли его сопровождать Дмитрий Рыболовлев, председатель Совета директоров ОАО «Уралкалий»? Потому что – если будет, то это значит полное умиротворение пресловутых «претензий государства к ОАО «Уралкалий». А если не будет, то совсем наоборот, и вообще едва ли не приговор калийному магнату (согласитесь, презрительно игнорировать визит второго в государственной вертикали и первого в правящей Партии лица в локацию, где базовое производство расположено… Такого в современной России не прощают. Это как минимум).

Но это сиюминутные частности. Законы общественного развития неумолимы и фатальны, даже такой человек как Владимир Путин своим визитом в Березники может лишь ненамного ускорить или чуть-чуть замедлить общественные процессы. И с точки зрения исторических величин это ускорение или замедление совсем незаметно. Нет, ну дороги-то сейчас отремонтировали, ездить по ним стало приятно, это да. Но бывалые березниковские водители с сомнением качают головой, мол, поглядим, что будет зимой и следующей весной. Бывало уже – чинили.

Кстати, уже вчера ночью поступила вполне достоверная информация, что Путин всё-таки не приедет. Во всяком случае, ожидавшее визита начальство расслабилось. Хотя, замечу, напряжённость ожидания сохранится вплоть до субботы, ибо страх перед Владимиром Владимировичем велик есть, и окончательно «они» вздохнут спокойно лишь по прошествии всех вероятных сроков.

А те зелёные листики, которые солдатики привязывают к деревьям накануне приезда генерала, всё равно опадают. А покрашенную траву всё равно затем покрывает снег.

Текст: Андрей Лучников
Илл.: "Иная газета" и кадр из фильма "Формула любви"
Персональный блог автора на Blogber: http://blogber.ru/andrei-luchnikov

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Березниковский характер

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса