Что год учебный Березникам готовит?

Новая коррекционная школа в Березниках готовится ко Дню Знаний

Текст: Ольга Половникова
Фото Антона Матвеева


Если, встречая каждый год под звон курантов, мы знаем, что с 1 января непременно вырастут цены на продукты и за коммунальные услуги, то накануне 1 сентября не сомневаемся, что еще одна школа в Березниках будет закрыта навсегда.

Глобальный финансовый кризис, скажете вы, и это вполне естественно, что городская администрация сокращает расходы на содержание муниципальных учреждений. Не управления же и отделы свои сокращать, если есть социальная сфера, от которой можно избавиться легко и безболезненно! И громкое название этому процессу придумать не так уж сложно – «оптимизация школьной сети».

Впрочем, проходит эта самая оптимизация не только в Березниках, но и, начиная с 2002-го года, во всем Пермском крае. И не так безболезненно, как хотелось бы видеть чиновникам от образования. Доказательством тому служит состоявшееся этим летом выступление перед депутатами краевого парламента уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае Павла Микова. Он озвучил мысль, что, прежде всего, активная «оптимизация» ущемляет права детей, согласия которых на перевод в другую школу никто не спрашивает.

А зачем? Финансовая выгода налицо, а что там думают себе эти дети, не имеет никакого значения. Никто ведь не спрашивал мнения воспитанников Детского дома № 1, когда его расформировывали, а детей, для которых эти стены были единственно родными, отправляли в различные детдома Пермского края.

Впрочем, старое двухэтажное здание возле «Уралкалия» не долго пустовало. Сейчас полным ходом идет переезд туда ребят из школы-интерната № 25, что по улице Ломоносова. Это учреждение существовало в Березниках испокон веков, и предназначалось для обучения детей-сирот и тех, чьи родители лишены родительских прав. Утром они «грызли гранит науки» в силу своих способностей, а после уроков шли по «домам», которыми служили два здания бывших детских садов возле 45-го магазина и бани по ул. Ермака.

Казалось бы, надо радоваться переезду в одно, более комфортное и капитально отремонтированное здание. Но восторга дети не испытывают. Во-первых, потому что, их и так уже помотало по жизни, и сейчас менять в ней хоть что-то страшновато. А, во-вторых, пугают ожидаемые в ближайшее время перемены.

Связаны они все с той же оптимизацией, приведшей к закрытию многих детских домов в Пермском крае. Большинство сирот обрели вторую семью, а те, кто не приглянулся даже жителям сельских местностей, использующих детский труд на своих угодьях, будут направляться в специализированные учреждения, которых осталось только два: в Перми и в Березниках. Почему не приглянулся? Потому что в основном это мальчики подросткового возраста, имеющие помимо диагноза «умственная отсталость» еще целый набор «достоинств»: алкоголизм, токсикомания, судимости. Это дети, которые в лучшем случае освоят за 9 лет учебы программу 5-го класса общеобразовательной школы и смогут стать обувщиками или штукатурами, а в худшем – просидят за партой до 18 лет и, так и не научившись считать до десяти, будут, как говорят специалисты, «списаны», получив путевку на постоянное место жительства в Дом психохроников. Такое вот пополнение ожидает краевое учреждение – школа-интернат № 25.

Впрочем, жить под этим грифом им осталось считанные дни, поскольку 1 сентября школьный звонок в родном здании по улице Ломоносова, где они по-прежнему будут учиться, прозвенит уже для учащихся коррекционной школы № 3. Именно так решено назвать новое образовательное учреждение, объединившее под общей крышей три школы: вспомогательные № 2 и № 3, прежде располагавшиеся на ул. Березниковская, и школу № 25.

С одной стороны, все выглядит логично – учащиеся трех школ страдают одним недугом и обучаются по единой облегченной программе. И с экономической точки зрения решение выглядит правильным: зачем содержать несколько школьных зданий, если в бывшей 25-ой можно легко разместить все три детских коллектива.

Только вот, что касается соблюдения прав детей, получается нестыковка. Никто опять же мнения ребят не спрашивал, впрочем, как и от их родителей не требовалось согласия. Иначе ни один нормальный родитель, чей ребенок посещал 2-ю или 3-ю коррекционные школы, не пошел бы на то, чтобы его чадо училось рядом с малолетними алкоголиками и нарушителями закона. И так нелегко нести свой крест, воспитывая ребенка со столь сложным диагнозом, а тут такое соседство, из-за которого все старания могут пойти прахом.

Жестоко так говорить, скажет сердобольный читатель. Но только тот, у которого нет своих детей, и он еще не сталкивался с проблемой «дурной компании». А с чего вдруг такой контингент решено собрать именно в Березниках, задумается любопытный читатель. Ответа на этот вопрос нет. Как нет его и на вопрос, почему в образовательном учреждении для ребят с серьезными заболеваниями психики полагается только детский врач, а столь необходимую ставку психиатра сократили. Наверное, в рамках все той же оптимизации, коснувшейся и сферы здравоохранения.

Действительно, не чиновников же сокращать! А что там будет с детьми, которые и так обижены судьбой, совсем не важно…


Источник: березниковская независимая газета “Неделя.RU”
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс