Кошмар на пермском Компросе

Аварию с участием пассажирского автобуса большинство СМИ назвало «беспрецендентной». На деле шофёрская братия не особо удивилась этому происшествию: «Что-то такое давно должно было произойти», поговаривают в автопарках. Пока работает следствие, журналисты «ПН» попытались разобраться в причинах аварии и выяснили, что некоторые автобусы перед выходом в рейс не проходят никакого осмотра вообще.

В минувший понедельник Пермь появилась в новостях всех без исключения центральных телеканалов и радиостанций. «Бешеный автобус», «Автобоулинг», «Скорость-3» – подобными ярлыками-заголовками столица Прикамья прославилась «благодаря» аварии. Пассажирский автобус №67 промчался по центральной улице города, собрав при этом двадцать автомобилей и по какой-то случайности никого не убив. По словам водителя, у него заклинило газ, и вообще – на действия водителя реагировало только рулевое колесо, системы торможения и отключения двигателя не работали.

ДАСТ ИСТ ФАНТАСТИШЬ!
Пока эксперты Управления государственного автодорожного надзора, ГИБДД и криминалисты не озвучили официальной версии причины аварии. Зато массу версий предлагают сами пермяки – и в Интернете, и на улицах, и в автопарках.

«Мне совершенно не понятно, что должно произойти, чтобы автобус с пневматическими тормозами было невозможно остановить, – рассказывает Андрей К., водитель пассажирского автобуса марки «МAN», стаж – тридцать лет. – У Волобуева (именно он находился за рулём «бешеного» автобуса – авт.) большой опыт вождения. Почему у него не сработал ни один из множества способов заглушить двигатель – не знаю. Если только уснул за рулём, так проснулся бы после первого удара».

В автобусном парке на ул. Старцева водители недоумевают: «Такого не может быть, чтобы не работало всё!» – таков вывод всех, с кем удалось побеседовать нашему корреспонденту.

«Я ещё могу представить – запала педаль акселератора, такое, хотя и редко, но бывает, – делится своим мнением Игорь У., водитель пассажирского автобуса марки «MAN», стаж – более двадцати лет. – Но почему нельзя было просто выдернуть ключ зажигания, тем самым отключив всю электронику? Я не думаю, что наши автобусы сильно отличаются, немецкая техника во многом похожа. И у всех германских автобусов при выключении зажигания перестаёт нагнетаться воздух и барабанные тормоза блокируются. Для того, чтобы тормоза отпустить, требуется давление, которое подаётся с компрессора, а он не может работать, если зажигание не включено. Если же заклинило коробку – даже при выжатом газе – есть экстренное торможение клапаном (его ещё называют «горный тормоз», и некоторые пермяки должны помнить его работу по характерному бурлящему звуку, который издавали «Икарусы», спускающиеся с любой горки). Почему водитель не воспользовался им? Напрашивается один вывод: либо у водителя что-то со здоровьем и он не смог управлять машиной, либо все эти поломки не случайны. Просто «не случайны» – и всё».

В российском представительстве концерна «Daimler AG» пообещали проанализировать ситуацию и дать «ПН» подробный комментарий, а заодно и ответ на вопрос: на сколько реален массовый выход из строя сразу нескольких агрегатов? «Вы представляете, сколько лет этому автобусу? – спросила нашего журналиста Елена Кощеева, специалист компании концерна Daimler AG «ЕвоБус Русслэнд», чья сфера деятельности – продажа автобусов марки «Mercedes» в России. – Двадцать лет! Что вы хотите от этого «пенсионера»? В любом случае, наши эксперты подготовят более подробный ответ».

РУССКОЕ «АВОСЬ»?
В ближайшие недели эксперты должны определить, что именно стало первопричиной аварии: халатность механика или действия Владимира Волобуева.

Опытные водители «по большому секрету» поделились с нашим корреспондентом своей точкой зрения на проблему. Во-первых, далеко не все машины проходят технический осмотр перед выходом на линию. Впрочем, это не секрет для многих пермяков, которые постоянно видят в своих дворах автобусы с аншлагом того или иного маршрута, поставленные на ночную стоянку. «Раньше многие перевозчики разрешали нам ставить автобусы у дома, мол, «можно поспать подольше и не тащиться на дежурный автобус», – рассказывает водитель по имени Андрей (он попросил не называть ни маршрут, ни фамилию – авт.). – Позже с этим стало строже, но не настолько, чтобы прекратилось вовсе. Так вот, вы думаете, те, кто стоит не в парке, приезжает по утрам на осмотр? Не смешите. Заранее пишется путёвка, ставятся отметки механика, врача – и вперёд! В случае чего вам скажут, что водитель на выходном».

Другая «сторона медали» заключается в том, что злополучный 67-й, по словам Владимира Волобуева, вышел в понедельник в первый рейс после серьёзного ремонта (ТО-2, замена ходовой части, рулевых тяг и пр.). «Раньше, пока парк был ещё муниципальным, после таких работ автобус отправляли в обкатку, – говорит один из сотрудников технической службы автобусного парка на ул. Старцева. – Полдня автобус катался без пассажиров, иногда немного меньше. А сейчас мы попросту не знаем, нужно ли проводить обкатку после проведения ТО-2. Начальство нам ничего об этом не говорит. Требует лишь одного – скорейшего выпуска машины на маршрут».

Что ещё интересно: старожилы рассказывают, что в 80-е годы и в начале 90-х в автопредприятиях действовал маломальский пропускной режим, теперь же, как говорят сами сотрудники гаражей: «Проходной двор, ни одну запчасть оставить нельзя – сопрут или подменят».

СТОП-СИГНАЛ
Понятно, что предприниматели будут отрицать факт того, что их автобусы не проходят осмотр перед выходом на линию или обкатку после ремонта. Поэтому «ПН» предлагают своим читателям сфотографировать автобусы, которые стоят в ваших дворах по ночам, и прислать фотографии к нам в редакцию. И если честно, будет очень отрадно, если таких «стоп-сигналов» будет немного или не будет вообще. В конце концов, не зря же некоторые пермские перевозчики готовятся к «повальным проверкам и чисткам»: «Теперь у городской администрации появился повод окончательно нас «закошмарить», – сказал «ПН» один из предпринимателей, хотя в горадминистрации заявили, что никаких «акций устрашения» не планируют.

Впрочем, не все воспринимают инцидент столь мрачно: в ближайшие выходные «Единый союз перевозчиков» устраивает традиционный праздник, посвящённый Дню работников автотранспорта. На автодроме в микрорайоне Чапаевский состоится конкурс профмастерства водителей автобусов. Уместно? Судите сами.

СМЕХ СКВОЗЬ СЛЁЗЫ
Пассажир 67-го маршрута говорит водителю:
– До художественной галереи не подбросите?


«Пермские новости»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


ДТП