Работники ОАО "Азот" спорят о графике

Текст: Света Михайлова
Иллюстрации: «Азотчик»


Информация о возможном переходе сменного персонала предприятия на 8-часовой рабочий день вызвала дискуссию. Азотчики неоднозначно оценивают необходимость возврата в нормальный график работы. Нормальный, потому что законодательством определена длительность рабочего времени на опасном производстве не более 8 часов. Вопросов у работников много. Но, как сказал на прямой линии директор филиала ООО УК «УРАЛХИМ» в Березниках Михаил Маркин, пока не будут сняты все проблемы и все вопросы, перехода на восьмичасовый день не будет. Наша газета считает необходимым принять участие в обсуждении этой темы.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА
В 1990 году, на заре перестройки, началось обсуждение перехода сменного персонала на 12-часовой рабочий график. Одной из основных причин перехода называлась тогда необходимость большего количества выходных для обеспечения семей продуктами. Да-да, тогда действительно на прилавках магазинов не было такого изобилия продовольственных товаров как сейчас, и поэтому ведение собственного подсобного хозяйства, выращивание овощей на дачном участке могло считаться весомой причиной.

Переход на новый график работы вызвал и испуг, и недовольство, и непонимание. Весной 1991 года в газете «Азотчик» была опубликована статья о переходе на 12-часовой график в Кемеровском производственном объединении «Азот». На предприятии был проведен эксперимент в цехах, который показал: такой вариант работы также возможен. Есть свои плюсы: более длительные выходные, которые позволяют восстановиться после двух 12-часовых смен. Вот что писала тогда газета: «Рабочие объясняют, что лучше себя чувствуют, отработав не 4 подряд, а только 2 ночи, больше времени для отдыха, для домашних дел».

Однако медицинские работники, обследовавшие сменный персонал, работавший по разным графикам работы, сделали свои выводы (Цитата 1991 года — прим ред.):
— Я не беру на себя ответственность сказать, что экспериментальный режим не приносит вреда, — сказал в заключение А.МИХАЙЛУЦ, профессор, доктор медицинских наук. — Но если этот режим продлить, то для 40-летних через 3 года, для 30-летних — через семь лет можно «гарантировать инвалидность от болезней органов дыхания, сердечно- сосудистой системы. Это дорога к ухудшению состояния здоровья».

Осенью 1991 года в Березниковском производственном объединении «Азот» в порядке эксперимента на 12-часовой график был переведен цех карбамида, а затем постепенно и все остальные цеха. С января 1992 года по новому графику работали уже почти все подразделения, кроме цеха крепкой азотной кислоты (кстати, он до сих пор работает по 8-часовому графику, поскольку здесь особо вредные условия труда).

«МЫ ЗА 12!»
И вот прошло почти двадцать лет. Многое в нашей стране изменилось за это время. Стали стабильнее работать предприятия. Улучшилась социальная обстановка. Более пристальное внимание стало уделяться качеству рабочих мест, условиям труда. И вновь встал вопрос о переходе, только теперь уже на восьмичасовой рабочий день. Однако многие люди привыкли к старому графику.

Вот каково мнение работников «Азота» о переходе на восьмичасовой день сегодня.

Начальник отделения цеха 1а Мансур МИНИГУЛОВ (на фото):
— Давайте посмотрим с разных сторон. Если, по мнению медиков и законодательства, две смены по 12 часов — это тяжело, то как же четыре смены по 8? Нормальный сменный график на 4 бригады — четыре смены на 1 выходной. Если четвертой смены не будет, то выходной придется совсем сократить. Это правильно?

Давайте посмотрим дальше. Во-первых, сокращаются временные затраты на то, чтобы добраться до работы. При 8-часовом рабочем графике нужно приехать в среднем 23-24 раза в месяц, при 12-часовом — 14-16 раз, в зависимости от того, сколько смен «падает» на месяц.

Во-вторых, попробуйте добраться к 7 часам утра на работу в выходной день. Я встаю в пять утра, чтобы прийти на работу вовремя. В 5.20 я уже выхожу из дома, чтобы дойти до универсама или «Мелодии» на спецрейс. Первый же городской автобус в выходной отправляется примерно в 6.15. Это означает, что я точно опоздаю на смену. А как буду добираться после 8-часовой смены, которая начинается в три часа дня, когда после 21.00 можно встретить лишь редкие автобусы или маршрутные такси?

В-третьих, криминальная обстановка в нашем городе не дает мне уверенности в том, что я вообще дойду до дома целым и невредимым.

Оператор цеха 1а Анатолий МАКЕДОНОВ (на фото):
— Если говорить о здоровье, то у сменных работников организм всегда работает ненормально, подстраиваясь под тот график, по которому требуется работать. При 8-часовом графике недельная нагрузка будет такая же, а вот времени для восстановления — значительно меньше. Два выходных между дневными и ночными сменами дают большую возможность отдохнуть полноценно, тогда и отдача на работе будет выше. Да и уклад жизни уже устоялся. Легко ли будет сейчас, после нескольких лет работы по 12 часов, перейти на четыре смены по 8 часов? Достаточно сложно.

Оператор цеха 1а Александр ВОРОБЬЕВ (на фото):
— Я и начинал работать уже по 12-часовому графику. Мне даже трудно представить, как можно работать по 8 часов? Все-таки продуктивней и удобней именно 12-часовой график. А вот установка камер наблюдения мне совсем не нравится. Современное оборудование позволяет контролировать малейшие изменения в процессе производства, поэтому каким-то образом ужесточать контроль за работой операторов не требуется.

«ДВУМЯ РУКАМИ ЗА 8!»
Начальника цеха 1а Владимира Суркова (на фото) представлять не надо: в этом вопросе он всегда занимал одну сторону — только за 8-часовой рабочий день.
— Существуют законы природы и способность человека к самосохранению, — говорит Владимир Сергеевич, — поэтому человек никогда не будет делать того, чего не «велит» его организм. Если организму требуется работать не более 8 часов в день, то остальное время он будет отдыхать. Снижается концентрация внимания, что может отрицательно сказаться на процессе производства. А наше производство, как известно, требует предельного внимания от любого сотрудника, а тем более — от оператора центрального пульта управления. Тогда ситуация складывалась следующим образом: операторам и так приходилось работать по 12-часовому графику из-за нехватки персонала, поэтому было принято решение — в порядке эксперимента — сделать такой график основным. Однако я до сих пор стою на том, что рабочий день не может быть дольше 8 часов.

На необходимости восьмичасового дня всегда настаивали медики. Есть свои аргументы и у тех, кто занимается охраной труда на производстве. Редакция «Азотчика» считает необходимым выслушать все аргументы за и против. Поэтому этот разговор будет продолжен. А у вас есть собственное мнение? Обращайтесь в редакцию газеты «Азотчик» по телефонам: 2-55-6-99 или 26-48-29.


Источник: газета "Азотчик"
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс