Провал & "Уралкалий" - те же расстояния и уныние инвесторов

Березниковский Провал. Зима 2008-2009 гг.

Иллюстрации: Березниковский Форум и из архива


Мэрия города Березники (Пермский край) распространила очередную еженедельную сводку о ситуации вокруг БКПРУ-1 ОАО «Уралкалий», на котором в октябре 2006 года произошла авария, приведшая к затоплению рудника и поставившая под угрозу нормальную жизнедеятельность города Березники. Основное содержание сводки, как и прежде, составляют данные, предоставленные специалистами ОАО «Уралкалий» и не подтверждаемые независимыми наблюдателями.РАССТОЯНИЯ
В частности, согласно сводке, минимальные расстояния от Провала до действующей железнодорожной ветки к 26 ноября не изменились: от края провала (восточного борта трещины, выявленной 08.10.08 г.) – 69 м, от трещины, образовавшейся 16.10.08 г. – 64 м. Такие расстояния указываются в официальном сообщении уже около полугода.

Напомним, с августа текущего года официально прекращено измерение размеров самого Провала, что имеет несомненное пропагандистское значение. Дело в том, что в прежних сводках из городской администрации Березников регулярно сообщалось о том, что Провал увеличился в диаметре на несколько метров (иногда – до десятка), но расстояния от края Провала до действующей железной дороги не изменились. Это противоречие простейшей эвклидовой геометрии при понятном недоверии к информации, исходящей от ОАО «Уралкалий» и аффилированной «Уралкалию» местной власти, вызывало в лучшем случае недоумение наблюдателей, а в последнее время подвергалось насмешкам. Поэтому распространители официальной информации исключили этот пункт из еженедельной сводки для придания большей убедительности своим сообщениям.

Следует заметить, что действительное расстояние от Провала до действующей железнодорожной ветки является информацией, прямо касающейся безопасности жизнедеятельности города Березники и промышленных предприятий. В случае обрушения этой ветки в Провал (как произошло со старой железной дорогой и уже двумя обводными ветками) будет полностью парализовано железнодорожное сообщение во всём Верхнекамье, пострадает возможность вывоза продукции березниковскими и соликамскими предприятиями (кстати, вне угрожаемой зоны находятся только железнодорожные коммуникации самого ОАО «Уралкалий», осуществляющего отправку грузов с расположенной много южнее Провала станции Березники-Сортировочная).

Окончательно существующая угроза будет снята с запуском в эксплуатацию 53-километровой обводной железнодорожной ветки Соликамск-Яйва. В настоящее время завершается строительство этой железной дороги, начало движения поездов по ней ожидается в январе 2010 года.

ВОДЫ И ГАЗЫ
Как следует из официального сообщения, наблюдения за подземными водами в районе провала производятся измерениями уровней вод и рассолов в гидронаблюдательных скважинах, уровня рассола в трубе ствола № 3 и уровня воды в воронке провала. На 26 ноября абсолютная отметка уровня воды в воронке провала составила +109.71 м.

10-11 ноября Горным институтом УрО РАН в рамках «Программы газо-геохимического мониторинга на БКПРУ-1» выполнен очередной цикл газо-геохимических исследований на участках предполагаемого образования газо-воздушных скоплений в выработанном пространстве карналлитовых и сильвинитовых пластов. Признаков поступления в приповерхностную часть разреза газов из продуктивных пластов и затопленных выработок не зафиксировано. Опробование приземных слоев воздуха показало отсутствие поступления опасных газов в атмосферу.

Аномальных отклонений в режиме поверхностных водоёмов и водотоков, вызванных техногенными причинами, за весь период наблюдений с начала аварии не наблюдалось.

ОСЕДАНИЯ
Инструментальными наблюдениями, выполненными в отчетный период, под действующей обводной железнодорожной веткой в районе провала и вокруг провала оседания не выявлены. В районе от шахты № 4 к поселку Зырянка и по поселку скорости оседаний с сентября по ноябрь 2009 г. остались на прежнем уровне: от 10 до 26 мм/месяц.

Заметим, что в сообщении на этот раз вообще не упоминаются оседания под почвы в жилой части города Березники. Между тем, именно эта проблема является наиболее актуальной для населения города – процессы оседания уже привели к официальному признанию властями необходимости расселения нескольких многоквартирных домов, ещё около двух сотен домов очевидно находятся в угрожаемом состоянии. А некомпетентные действия местных властей, состоящие из отрицания очевидных фактов и отказа от диалога с населением по данной проблеме (не вызывает сомнений, что таким образом власти Березников выступают в интересах ОАО «Уралкалий», которые трактуются властями как нежелание участвовать в решении проблемы), ведут к росту социального напряжения в городе Березники.

ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ
За период с 20 по 26 ноября включительно по обходной железнодорожной ветке в сопровождении штатных аварийно-спасательных формирований были отправлены 4 состава с опасными грузами.

УНЫНИЕ СПЕКУЛЯНТОВ
Между тем, руководство ОАО «Уралкалий» распространило информацию о корректировке инвестиционной программы по вводу новых производственных мощностей – компания отложила его (ввод) до 2012 года. Напомним, что после аварии на БКПРУ-1 в «Уралкалии» фактически работают только два рудоуправления из четырёх, эксплуатировавшихся этим предприятием до приватизации. Максимально возможный объём производства БКПРУ-2 и БКПРУ-4 составляет 5,5 миллионв тонн хлористого калия в год.

При этом после начала аварии на БКПРУ-1 пресс-служба «Уралкалия» неоднократно заявляла начале строительства (вариант – проектных работ) и даже относительно скором вводе в эксплуатацию БКПРУ-5 (это строительство также планировалось ещё в советское время), который позволит вновь нарастить производственные мощности компании, ориентировочно – до 7 миллионов тонн годового производства. Однако теперь, повторим, официально принято решение ввод новых мощностей отложить на два года. Мотивируется данное решение отсутствием достаточного спроса на мировом рынке и ожиданием более медленного, чем хотелось бы, его восстановления в ближайшие годы.

По оценке фондовых аналитиков, такое решение позволит «Уралкалию» сэкономить около $ 240 миллионов, которые могут быть направлены на выплату дивидендов акционерам компании или (что, впрочем, менее вероятно) на возмещение ущерба от аварии БКПРУ-1 государству и жителям города Березники (добровольно или принудительно). Тем не менее, по мнению аналитиков, возможная экономия едва ли компенсирует негативное впечатление, которое производит принятое решение на «потенциальных инвесторов» (читай: биржевых спекулянтов).«Сам факт вторичного пересмотра в сторону увеличения ранее объявленных сроков по расширению мощностей компании может произвести негативное впечатление на инвесторов, рассматривавших «Уралкалий» как компанию, способную быстро и значительно увеличить свои производственные мощности в случае улучшения рыночной ситуации», - считает, в частности, аналитик Банка Москвы Юрий Волов.


Авторы – web-обозреватель и главный редактор Иной газеты – Город Березники
Персональный блог Андрея Лучникова на Blogber: http://blogber.ru/andrei-luchnikov

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Авария на Уралкалии