ЕГЭ: споры, интриги, исследования

Текст: Елена Азанова
Иллюстрации: «Неделя.RU»
Подходит к концу 2009 год – год, который стал для российского образования поворотным – ЕГЭ признан официальной формой итоговой аттестации. Куда этот поворот приведет, сегодня никто наверняка не знает, а все туманное – страшно. Ясно одно – курс взят, результаты обработаны, уроки, будем надеяться, хоть отчасти усвоены.

PRO И CONTRA
Единый государственный экзамен прошел в последние годы горнило жесточайшей критики, но как форма итоговой аттестации 11-х, а теперь еще и 9-х классов пока выжил. С чем мы и поздравим. Нет, не его, а наше находчивое государство. ЕГЭ – не идеальный, но в целом вполне рабочий и очень дорогостоящий инструмент контроля государства за сферой образования.

В многочисленных полемических статьях в «Учительской» и «Российской» газетах и на образовательных сайтах складывается интересная картина. «Плюсы» и «минусы» Единого государственного экзамена, порой, друг друга взаимоисключают! Методисты, педагоги, ректоры университетов, чиновники приводят одни и те же аргументы в пользу этой формы аттестации и против нее. К примеру, одним из главных плюсов ЕГЭ его инициаторы считают снижение риска коррупции. Их оппоненты на местах – педагоги российских школ саркастически улыбаются: лазейки для нечестности остались, просто обман стал более изощренным. Второй лозунг на знаменах ЕГЭ – равный доступ к качественному образованию. «Сможет ли талантливый школьник из глухого села жить в столице? – спрашивает в интервью ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации Борис Елисеев. – Только если у него родители – преуспевающие предприниматели, а таких немного». Государство бодро шагает под знаменами интеграции системы российского образования в мировую, а это требует развития культуры тестирования. Профессора-математики ведущих университетов в один голос твердят: «Тестовые задания дают лишь усредненную картину уровня знаний. Результаты ЕГЭ необъективны». Учителя возмущаются несовершенством КИМов – контрольно-измерительных материалов.

Споры о жизнеспособности ЕГЭ ведутся до хрипоты. Нельзя сказать, что вопля вопиющего никто не слышит. В блоге Президента РФ Дмитрия Медведева, например, каждый россиянин имеет возможность высказать сомнения по поводу ЕГЭ и внести свои предложения.

ГОВОРЯЩИЕ ЦИФРЫ
Краевые и березниковские чиновники, по примеру первого лица страны, не делают из результатов ЕГЭ 2009 года секрета и с готовностью идут на диалог. Это еще более заслуживает уважения потому, как поводов для гордости у Березников в этом плане пока немного. Самый высокий средний тестовый балл по русскому языку в нашем городе показал Лицей № 1 – 72,9 балла (см. таблицу).

С таким показателем это образовательное учреждение поднялось на восьмую строчку краевого рейтинга. Результаты ЕГЭ по математике у лицеистов оказались также на уровне края вполне хорошими – средний балл 62,5 – 5 место в рейтинге. Остальные итоги можно назвать лишь утешительными. Школа № 24 заняла 35 место по русскому языку и 56-е по математике. Школа № 3 – на 51-м месте по русскому языку и на 13-ом – по математике.

В блоге председателя березниковского Комитета по вопросам образования Сергея Злобина выложено несколько таблиц, по которым государству так удобно обобщать данные и выносить приговоры о непрофессионализме учителям-предметникам. В таблице «результаты по территориям» Березники смотрится почти «на равных» с Пермью, Соликамском и где-то даже на балл-полтора пермяков опережает. Уже, вроде, и неважно, что средний балл по математике в Перми – всего лишь 46,3. Наше «преимущество» не достигает даже 50-балльной отметки!

Более радужной представляется картина, если сравнивать березниковские результаты ЕГЭ с общероссийскими. Здесь по основным предметам (русский язык и математика) мы опережаем россиян на средние 5-8 баллов. Вполне достойно наши выпускники проявили себя в ЕГЭ по английскому языку (предмет на выбор): 73,23 средних тестовых балла на фоне 59,4 – российских.

595 выпускников этого года выбрали в качестве дополнительного предмета – обществознание, 275 – физику, 217 – историю России. На третьей ступеньке рейтинга снизу после французского и немецкого языка оказалась литература (этот предмет выбрали лишь 68 из 881 выпускника).

По сто баллов набрали лишь три березниковских одиннадцатиклассника – Вера Докшина (физика, учитель Василий Ефимов), Сергей Матлин (физика, учитель Василий Ефимов) и Александр Шафер (математика, учитель Ольга Жулдыбина). Все они – ученики физико-математической школы № 3. Не хватило двух баллов до максимального результата двум воспитанникам лицея № 1 Веронике Теребовой и Александре Митюшовой, сдававшим английский язык (учителя Людмила Репина и Татьяна Рачева).

Сергей Злобин отметил серьезную проблему, которая сложилась в системе сдачи ЕГЭ в этом году. Речь идет о так называемом «втором потоке» абитуриентов, выпускников прошлых лет.

– Количество бывших выпускников, обратившихся в школы для сдачи ЕГЭ, увеличилось с 89 в 2008 до 198 в 2009. Рост более чем в два раза. Основная причина – отказы вузов принимать документы для сдачи во втором потоке. Вопрос, кстати, имеет, кроме этических и организационных аспектов, и конкретный экономический: на организацию ЕГЭ на каждого выпускника бюджетом выделяются деньги из расчета 316 рублей на школьника. Таким образом, организационная работа по ЕГЭ бывших выпускников в этом году составляет 62500 рублей, не предусмотренных бюджетными расходами. То есть, за счет школ.

ХОРОШО, НО МАЛО
В принципе, березниковские результаты ЕГЭ выглядели бы вполне прилично, если бы в природе не существовало таблиц, выложенных губернатором Пермского края в своем блоге. «По какому рейтингу оценивать вузы? – задается вопросом Олег Чиркунов. – Наверняка есть разные методики. Но один из возможных вариантов – посмотреть, с каким баллом Единого государственного экзамена студенты поступают в вуз. Куда идут сильнейшие? Как наши вузы смотрятся на фоне лидеров?» При среднем показателе 140 баллов, чтобы поступить в ПГМА, было достаточно 148-и баллов. ПГТУ с радостью открывало двери тем, кто набрал 153 балла, ПГПУ – 155. Самый высокий проходной балл запрашивал ПГУ – 198 баллов.

Если присмотреться внимательно, можно сделать вывод: ЕГЭ обеспечило березниковским выпускникам «равный доступ» лишь в пермские и, возможно, в уфимский вузы. Опираясь на нашу статистику, скажем – шансов у среднестатистического 11-ка на поступление в МГУ очень мало. Это странно, поскольку тем же иностранным студентам предоставлена возможность поступления в российские вузы вообще без свидетельств о ЕГЭ, с одним документом о среднем образовании на руках. С другой стороны, зададимся вопросом – какие специалисты выйдут из стен пермских вузов, если порог для поступления так низок?

ТРЕНАЖЕР ПО ЕГЭ
Во время образовательной «страды» во всех регионах страны идет бойкая торговля подложными тестами. В этом году государство создало бесплатный тренажер для выпускников следующего года. «Множество вариантов КИМов исключает возможность совпадения заданий у разных участников ЕГЭ на экзамене. Поэтому самой эффективной подготовкой к ЕГЭ-2010 является добросовестное изучение школьного курса предметов, где главное пособие — учебники, а также повторение материала с помощью тех заданий, которые бесплатно предоставляют официальные источники», — говорится в сообщении Рособрнадзора.

Тем, кто хочет знать, какие типы заданий по разным предметам встретятся на едином экзамене в 2010 году, лучше всего обратиться к демонстрационным версиям КИМов на информационном портале ЕГЭ, а также на сайте Федерального института педагогических измерений – www.fipi.ru. В разработке КИМов 2010 года по математике принимал участие Московский институт открытого образования (МИОО). Поэтому демоверсии и открытый банк заданий ЕГЭ-2010 по математике, а также тренировочные работы и полезные рекомендации бесплатно представлены на отдельном сайте www.mathege.ru.

ЖЕЛАНИЯ ВУЗОВ УЧТЕНЫ
Министерство образования и науки РФ, Рособрнадзор и Союз ректоров России в ноябре сформировали новые правила приема в вузы. Они будут действовать всегда со следующего года.

1. В отличие от этого года, абитуриент сможет подавать документы не более, чем в пять вузов, и не более, чем на три направления подготовки одновременно.
2. Зачисление будет проходить в два этапа, а не в три: с 30 июля по 5 августа и с 5 по 10 августа.
3. Ограничено количество мест, выделяемых для целевого набора. Теперь "целевиков" должно быть не более 20 процентов от общего количества бюджетных мест по каждому направлению подготовки.
4. Закреплено право вузов на свой минимальный балл (выше установленного Рособрнадзором) для всех общеобразовательных предметов. До сих пор это правило действовало только для профильных дисциплин.

Президент Дмитрий Медведев в Послании к Федеральному собранию от 12 ноября этого года обозначил свою позицию в отношении будущего ЕГЭ: «Единый госэкзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. В чем заключается суть инициативы, и что мы должны сделать в самое ближайшее время? Уже в 2010 году, а этот год, я напомню, объявлен Годом учителя, мы, во-первых, разработаем и введем новые требования к качеству образования, соответственно, расширим список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Кроме того, мы введем мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенции и способностей. Особое внимание надо уделить старшеклассникам. Программы их обучения будут прямо связаны с выбором специальности».


Источник: березниковская независимая газета “Неделя.RU”
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс