Страсти по соликамским автошколам

Текст: Владимир Титов

«Я обучался на вождение автомобиля, но экзамен в ГИБДД наша группа не сдала полностью, и все учащиеся были недовольны обучением» - вопрос с автоинформатора.

Начало февраля принесло окончательную ясность по поводу новой методики сдачи на водительские права – ее отменили по требованию Генеральной прокуратуры. Письмо с отзывом методики с исполнения уже направлено руководителям органов управления Госавтоинспекции, в том числе и в Соликамск. Ранее были отменены и «драконовские» требования для автошкол. Это значит, что электронная революция при подготовке и при приеме экзаменов отменяется. А еще прошлым летом почти все автошколы России находились под угрозой закрытия – или строишь свой автодром за 30 миллионов, или прикрываешь деятельность.

АВТОДРОМ ЦЕНОЙ В АЭРОДРОМ СТРОИТЬ НЕ ПРИДЕТСЯ…
Механизм получения прав в городе работает по отработанной годами системе: каждый желающий учится в одной из семи организаций, готовящих водителей, получает там свидетельство и с ним уже штурмует Госавтоинспекцию, которая и принимает окончательный экзамен на права - теорию и практику в два этапа.

Для большинства экзаменуемых последний этап – выезд с инспектором в город - самый сложный. Даже если человек подготовлен, волнение и случайность могут сделать свое недоброе дело. Корреспондент находился в машине, когда кандидат вполне уверенно ехал от городка ГАИ к центру города. Но вот центральный перекресток, горит зеленый свет, водителю нужно повернуть направо, а тут пешеход, только начавший переходить дорогу. Пока дедушка неторопливо идет по «зебре», зеленый свет меняется на красный, курсант трогается - на месте остаться нельзя, ехать назад тоже, позади уже нетерпеливо сигналят другие водители. В итоге, только вперед, а это грубое нарушение правил: проезд на красный свет! Чуть дальше инспектор предлагает неудачливому кандидату остановиться. Здесь случается еще один прокол, «девятка» паркуется к стайке автомобилей у тротуара недалеко от супермаркета, в то время как место для стоянки на противоположенной стороне улицы, о чем красноречиво напоминает соответствующий знак. Вторая ошибка. Кандидат понуро уходит прочь. В это время на морозе у крылечка здания регистрационно-экзаменационного подразделения (РЭП) ГИББД своей очереди прокатиться на «девятке» дожидается новая группа желающих получить заветные водительские «корочки»…

По статистике ГИБДД при УВД г. Соликамска в 2009 году выдано 1016 водительских удостоверений категории «B» (в 2008 – 1269), без учета обмена старых «прав». При этом без пересдачи, с первой попытки водительское удостоверение удалось получить только 171 человеку, (в 2008 - 220)

В АВТОДРОМЕ ЛИ ДЕЛО?
Начальник РЭП ГИБДД при УВД г. Соликамска Игорь Тугаринов подтверждает, что основная часть выпускников автошкол «валятся» именно на практике в городе:
– Согласно приказа № 782 я провожу анализ сдачи экзаменов. Вот для примера, данные по одной из автошкол: первый этап сдает большая часть группы, а на втором начинаются проблемы. Бывает, что вообще никто не сдает практику с первого раза. Качество подготовки водителей за год, в целом, не изменилось. Лично мое мнение – на площадке инструкторы езде еще обучают, а в городе положенные 50 часов не откатывают. Почему? Лишние затраты, риск. Кандидаты же разные, могут и машину побить, а на площадке рисков меньше.

— Сегодня «площадку» сдали девять из 18-ти курсантов, - рассказывает принимающий экзамен инспектор ГИБДД Денис Сидельников. – Сколько сдаст «город»? Не знаю, возможно лишь половина…

Претензии к автошколам высказывал весь прошлый год глава Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) Виктор Кирьянов: ДОБДД не устраивает уровень подготовки выпускников автошкол, которые слишком часто начали попадать в аварии.

Водителями со стажем вождения до трех лет в 2009 году совершено 34 ДТП, в них погибло шесть человек, 53 получили травмы. Основные причины ДТП:
- ошибки при движении на перекрестке,
- наезд на пешехода,
- столкновение с встречными автомобилями.
- наезд на препятствие (опрокидывание).

Добавил масла в огонь и президент РФ Дмитрий Медведев:
– Нет ни современной материально-технической базы, ни квалифицированных инструкторов, а экзамены на права сдаются абсолютно формально. Более трети ДТП совершаются водителями, которые только-только получили права.

Выход нашли следующий: в недрах Госавтоинспекции разработали новую методику приема экзаменов (планировалось ее введение с 1 ноября 2011 года, с правом досрочного применения), а с 1 июля 2009 года были введены новые требования к автошколам. И то и другое, наверняка, добавило седых волос руководству учебных заведений. В соответствии требованиям, каждая автошкола должна для получения и продления лицензии иметь аппаратно-программные комплексы по определению стрессоустойчивости и психомоторики начинающего водителя. В учебных машинах циркуляр обязывал устанавливать системы видеофиксации. Ездить ученики, согласно документу, должны исключительно по автодрому с перекрестком и светофорами, железнодорожным переездом и знаками. Второй этап экзамена предлагалось снимать на видео и хранить в течение года (для борьбы с коррупцией).

Но в итоге пришлось бы закрыть почти все автошколы, так как для выполнения требований им пришлось бы привлечь огромные деньги. Ситуацию спасла Федеральная антимонопольная служба, которая посчитала, что требования завышены и нарушают свободу конкуренции. Нововведение отменили.

Руководитель соликамского «Автоклуба» Игорь Соколов вспоминает:
– Весь прошлый год нас сильно трясло из-за новых требований. К примеру, автоматизированные автодромы, которые стоят не менее 1 млн. долларов, как это можно себе представить у нас в городе? Даже в Москве нет таких возможностей, откуда он появится в Соликамске? И сколько время понадобиться, чтобы его окупить, и сколько учеба стоить будет? Я считаю, что лучше на эти деньги, которые автошкола могла бы сэкономить, приобрести новый автомобиль, повысить зарплату персоналу, инструкторам. Это серьезно повысит качество обучения. Для ученика важнее не автодром, а вождение по городу в реальных условиях.

Не согласился Игорь Соколов с обвинениями главы ДОБДД:
– Говорят, большая аварийность, потому что автошколы плохо учат. Не согласен. Мы серьезно относимся к своему делу, и пока не уверены полностью в ученике, на экзамен в ГИБДД его не отправим. Приведу пример: все знают, что в Европе аварийность низкая. Но вот, пожалуйста, в этом году выпал снег и аварийность сразу выросла. В наших краях такие условия девять месяцев в году. Даже, казалось бы, хорошая вещь как страховка сыграла негативную роль – у многих водителей пропало чувство страха за последствия аварии. И таких факторов множество, не хватит пальцев на руке, чтобы пересчитать.

В 2009 году в городе и районе зарегистрировано 168 ДТП, 17 человек погибли, 259 получили ранения. По сравнению с 2008 годом кол-во ДТП сократилось на 13,8%.
- 92% всех ДТП произошло по вине водителей.
- В 40 случаях они скрылись с места аварии.

Начальник Соликамского СТЦ РОСТО (ДОСААФ) Владимир Гутяр также считает, что проблема не только в автошколах:
– Человек не привык к порядку на улицах. Правила дорожного движения нарушают сплошь и рядом, и начинающий водитель берет пример с уже более опытных. Молодежь особенно любит себя показать: вот я как быстро езжу. Такие «экстремалы» гордятся своими нарушениями. Разве это нормально? Думаю, что больше надо ставить камер видеонаблюдения, которые фиксирует нарушения автоматически. Тогда и появится сознание неотвратимости наказания, и правила начнут уважать.

Действительно, много ли сегодня водителей, ездящих по правилам, а не «как все»? Допустим, отучивается человек в добросовестной автошколе, у него есть основы знаний по ПДД, начальные навыки вождения. Для обретения уверенности и формирования прочных навыков, как говорят инструкторы, требуется около года. И что человек видит за этот год на дороге? На пешеходных переходах водители пешеходам дорогу не уступают, скорость движения превышают, частенько паркуются по принципу «где придется». А бытие определяет сознание. Вот и получается: хоть в автошколе нарушать и не учили, но раз все, то я чем хуже…

ПРАВА ВЫДАВАТЬ НА МЕСТЕ?
В высшем руководстве Госавтоинспекции тем временем готовят новые предложения. В интервью каналу «Вести» Виктор Кирьянов предложил автошколам самим принимать экзамен на права:
– Для ГИБДД принимать экзамены не проблема, но хотелось бы поднять ответственность автошкол. Они должны отвечать за тех, кого выпускают на дорогу и знать, что надо не просто выдать водительское удостоверение, а сделать так, чтобы водитель при интенсивном движении в городах понимал, что нужно делать в любой ситуации.

В действительности такой порядок не является чем-то уникальным. Такая практика существует в Европе, но вопрос заключается в том, какую ответственность будут нести автошколы за своих выпускников. Сейчас Госавтоинспекция, проверяя навыки начинающих водителей и выдавая права, не разделяет вину за аварии с новичками.

– Не уверен в пользе такого изменения, – считает Игорь Тугаринов. – Можно возразить, к примеру, вузы или техникумы сами выдают дипломы, также и автошколы могут выдавать права. Но, к примеру, если дипломированный специалист неправильно технологический процесс организует, за это институт ответственность несет? Никто не посадит профессора мединститута, если молодой врач провел неудачную операцию…

В тоже время, Игорь Соколов считает, что вполне приемлемым вариант, когда экзамен на права принимался бы коллегиально с участием инспекторов ГИБДД и представителей автошкол.
— Вопрос об ответственности же вызывает сомнения: причины аварии могут быть различны, человек может находиться в пьяном состоянии, - считает Игорь Владимирович. - С другой стороны, раз человек уже получил права, то он самостоятельно отвечает за свои действия.

В прошлом году в Соликамске привлечено к административной ответственности за вождение в пьяном виде 805 водителей, 245 из них лишены права управления автомобилем.

Так что сегодня экзамены на права принимаются по проверенной годами схеме.
Тем временем жизнь меняется, количество автомобилей неуклонно растет, и специалисты утверждают, что движение в современном городе настолько усложнилось, что для безаварийного движения в этих условиях водитель должен обладать знаниями и умениями, которые в 70-х годах прошлого века требовались лишь от спортсменов-автогонщиков. Снегопад, дождь, гололед, плохие дороги –это привычная картина за лобовым стеклом, и усложняет без того непростую жизнь водителя, тем более начинающего. Поэтому, не стоит думать, что с получением прав обучение заканчивается. Навык необходимо оттачивать ежедневно. Как говорится, на автошколу надейся, но и сам не оплошай.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Владимир Виноградов, вице-президент Межрегиональной ассоциации автошкол:
– Секрет безопасности на дорогах лежит не в техническом оснащении автошколы, а в уровне преподавания. Это 90 % успеха. А вовсе не в том, на чем и где ученик ездит. Весь мировой и европейский опыт говорит о том, что стадия обучения на автодромах уже давно сдана в утиль. В Европе нет ни одного автодрома для первоначального обучения вождению. Там есть автодромы, на которых совершенствуются. Для людей, которые либо получили права и хотят улучшить свои навыки, либо адаптироваться после аварии серьезной, психологическая адаптация, либо еще что-то. Только для них существуют такие автодромы. (Источник: KP-AVTO.RU)

"Я обучался на вождение автомобиля, но экзамен в ГИБДД наша группа не сдала полностью, и все учащиеся были недовольны обучением. Есть ли какая-то заинтересованность у инструкторов в качестве обучения?" - вопрос с автоинформатора.

ЗА УЧЕНИКА ОТВЕЧАЕМ РУБЛЕМ
– За каждой группой закреплен определенный инструктор, - говорит Владимир Гутяр, – за каждого успешно сдавшего экзамен курсанта он получает премию. После экзамена мы получаем из ГИБДД бумагу и на ее основании инструктору выплачивается премия.

– У нас премиальная оплата труда, – рассказывает Игорь Соколов. – Мы практиковали следующее: закрепляли за определенным инструктором определенное количество человек. И посмотрели результаты: люди, закрепленные за одним автомобилем и одним инструктором, сдали хуже, чем незакрепленные. Практика показывает: чем больше автомобилей попробует обучающийся, чем больше с разными инструкторами пообщается, тем лучше результаты сдачи экзаменов. Сейчас мы выплачиваем премиальные инструкторам, если группа сдала хорошо экзамены.

– При несдаче учениками экзаменов разбираются причины, – пояснили в автошколе «Мастер», – для инструкторов возможны меры воздействия вплоть до сокращения зарплаты или даже увольнения.


«Наш Соликамск»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс