Своя точка зрения на образование Соликамска

Текст: Светлана Токарева

«В начальной школе глаза горят у всех, но потом у кого-то тухнут. Я считаю, главным образом, это связано с большой загруженностью ребят. Сверхзагруженностью!» О том, как научить детей учиться рассказывает победитель конкурса «Учитель года-2010» Наталья Барбоева.

Пожалуй, больше всех победе Натальи Барбоевой в городском конкурсе «Учитель года-2010» обрадовались учащиеся гимназии № 1, которым она преподает русский язык и литературу. Уже после первого испытания, показанного по местному телевидению, одна из отличниц сказала домочадцам: «Наша Наталья Васильевна лучше всех смотрится». Признание детей – вот что главное для этого педагога, который учит их рассуждать и иметь на все свою точку зрения.

- Наталья Васильевна, на мой взгляд, любой конкурс, в том числе «Учитель года», это прежде всего шоу. Не получается ли так, что победа достается не столько хорошему педагогу, сколько прирожденному артисту, сумевшему лучше других отыграть единственный урок?
- Я не считаю, что это шоу. Да, конкурсантам предстояло дать всего один урок, после чего тройка лучших попадала на публичное выступление. Но даже один урок невозможно провести достойно, если не владеешь какими-то, присущими только тебе, педагогическими приемами. Пусть повседневные уроки не столь зрелищны, но именно они дают опыт и мастерство. Ты представляешь на суд жюри наработанное годами, и если этого нет, если ты не владеешь нужными методами, то и не покажешь лучший урок.

МОЯ ДОЧЬ ДОПУСКАЕТ, ЧТО БУДЕТ УЧИТЕЛЕМ…
- Сегодня вы, как победитель конкурса, в центре внимания, на вас обращено внимание прессы, но все это ненадолго... Жизнь учителя не что иное как ежедневный тяжелый труд, остающийся в тени. И рукоплескать каждой из ваших коллег надо уже за один выбор профессии. Вы советуете своим воспитанницам идти в педагогику?
- Даже моя девятилетняя дочь вполне допускает, что будет учителем. Это ее выбор, поэтому я не советую и не отговариваю. Современные дети сами знают, чего они хотят, и мне приятно, что многие выбирают пединститут. Конечно, это тяжелый труд, но мне он по душе. В любой момент можно остановиться, уйти из школы, и иногда я об этом задумываюсь. Но ради тех приятных моментов, когда дети сочувствуют, переживают за тебя, стоит остаться. Ради них стоит жить и работать.

- Какие они, сегодняшние дети? Хотят ли они вообще учиться?
- Изначально – конечно! В начальной школе глаза горят у всех, но потом у кого-то тухнут. Я считаю, главным образом, это связано с большой загруженностью ребят. Сверхзагруженностью! Очень много на них валится, мы столько не проходили.

- Но ведь даже нам не потребовалась большая часть из того, чему нас учили… Разве нынешние ученики запомнят всю школьную программу? Да и пригодится ли им это?
- Мне очень нравится фраза: образование - это то, что останется у детей, когда они забудут все, чему их научили. Знания как таковые - не самое главное. Главное – сформировать в детях компетенции, умение жить. Да, кто-то не успешен в математике, но у него есть наклонности к технологии. Так благодаря ей он и найдет себя. Умение решать жизненные задачи – вот что, наверное, должна давать школа.

- И в чем тут учитель может помочь, как выявить, к чему у ребенка способности?
- Разные есть способы: постоянно проводятся конкурсы, и сразу видно, в каких из них ребенок участвует заинтересованно, в чем добивается определенного результата. Значит, мы его продвигаем именно в этом направлении. Есть кружки, секции, спортивные, технические клубы… Но в старших классах в рамки нас загоняют еще единые госэкзамены (ЕГЭ). Каждого мы вынуждены подготовить к их сдаче, дать необходимые знания. Даже будущий олимпийский чемпион должен закончить школу и успешно сдать экзамены.

- Почему тогда современный ребенок, имея возможность реализовываться, чаще всего зная, к чему именно стремится, подчас выбирает профессию, по которой потом никогда не работает?
- Тут, пожалуй, два фактора влияют: финансовые возможности и, опять же, набранные на ЕГЭ баллы. Не у всех родителей есть средства учить детей вдали от дома, поэтому они поступают в те учебные заведения, что есть у нас в городе. Да и поступают туда, куда набран проходной балл. Вот так, наверное, и расстаются с мечтой…

И МЫСЛИ НЕ БЫЛО, ЧТО СТАНУ ПЕДАГОГОМ…
- А Вы сами как выбирали профессию?
- У меня до 11 класса и мысли не было, что я стану учителем. Пока к нам в класс не пришла молодой филолог Ольга Штейн и не отправила меня на олимпиаду по русскому языку. Я заняла второе место и услышала от Ольги Викторовны, что обязательно должна пойти в пединститут на филологический. Первая реакция, разумеется: «Нет-нет-нет, ни в коем случае!». Но… учителя умеют уговаривать. Поступила, училась хорошо, а по окончании учебы по объявлению пришла в гимназию, и вот теперь работаю вместе с моей любимой учительницей.

- Помощь коллег важна для педагога?
- Очень. Я это оценила, когда готовилась к конкурсу. Конечно, одному такую работу не проделать - не занять высокое место. Многие помогали: кто-то со сценарием урока, кто-то с его техническим оснащением, а кто-то просто дружеским участием.

- Учителя не стесняются прислушиваться к советам друг друга? Передают свой опыт, секреты?
- Обмен опытом происходит постоянно. Он начинается на уровне образовательного учреждения: в каждом существуют свои методические объединения. Затем, если есть какие-то наработки, педагог-новатор выходит на город, край, Россию. Практикуются открытые уроки, городские семинары, региональные. Не бывает учителя, который не развивается. Даже участие в подобных конкурсах – это тоже своеобразный обмен опытом. У меня это второй конкурс, в первый раз я участвовала три года назад и много полезного тогда приобрела.

- Не страшно было остаться непризнанной во второй раз?
- Что значит непризнанной? Для меня место – отнюдь не показатель. Есть признание учеников, коллег, семьи, что гораздо важнее. Не всегда победа достается абсолютному победителю. Страшнее было от того, что знаешь, сколько сил и времени отнимает конкурс. Но справилась.

- Что стало темой Вашего открытого урока?
- Я давала в одиннадцатом классе урок литературы по рассказу Набокова «Облако. Озеро. Башня». Вообще любимый мой писатель. Обожаю! В школах Набокова изучают факультативно, но я всегда знакомлю ребят с его творчеством. Сама диплом по нему писала, и одна из моих учениц исследовательскую работу готовила по одному из его романов, заинтересовалась очень. Да и не может он оставить равнодушным. Главное – начать читать.

ЧЕМУ НАУЧАТ ДЕТИ
- Какую литературу больше любят дети?
- На самом деле заставить читать их сейчас сложно. Лучший вариант - спецкурсы, которые не загоняют нас в рамки определенного произведения, а дают свободу выбора. И тогда мы пытаемся выявить, что ребятам интересно, ищем тему, которая их волнует. Всегда хорошо читаются книги с нравственным содержанием, всегда интересны вечные проблемы: добро и зло, жизнь и смерть… Любовь. А вообще, конечно, любовь к чтению надо прививать с детства.

- Ну и объяснять, наверное, каждое прочитанное произведение…
- Непременно. Чтение без обсуждения смысла не имеет. В этом плане литература очень важный предмет, она позволяет общаться, рассуждать, делиться своими впечатлениями, переживаниями, может быть, даже страхами. И мы обязательно советуем что-то друг другу. Я их чему-то учу, они меня чему-то учат.

- Чему могут научить дети?
- Дети? Да вы что! Всему! Они раскрываются в процессе обмена мнениями, «обнажают» свои души. В 11-ом классе есть спецкурс «Современный русский рассказ». Так вот вначале я сама предлагала им для изучения рассказы (они что-то отвергали, что-то принимали), а потом один за другим стали приносить свои. Вот этот, Наталья Васильевна, можно? Можно!

- И где сейчас печатается современная проза?
- Есть сборники, но их мало. В основном журналы и Интернет, где все доступно. Вот они найдут, распечатают, принесут. Читаем, обсуждаем. Дикий восторг!

- Интернет имеет положительные моменты для образования?
- Прежде всего, это один из основных источников информации. А что касается социальных сетей, куда дети погружаются с головой, где проводят дни и ночи... Так это ведь тоже общение, и тоже имеет положительные стороны.

- В тех же социальных сетях современный ребенок общается на совершенно другом языке, попирающем все законы грамотности…
- Главное, что дети всегда четко знают, где им можно пользоваться. В стенах гимназии они никогда себе этого не позволят. И если этот язык их как-то объединяет, сближает, то пусть используют. У нас есть уроки по развитию речи, на которых мы обсуждаем, какой стиль где уместен. Так что не думаю, что Интернет во вред.

- Наталья Васильевна, мы не имеем возможности выбирать учителей, но иногда так хочется! Пусть моему ребенку преподает не «учитель года», но могу ли я как-то определить, в надежных он руках или нет?
- Это будет видно сразу. Ребенка ведь не обмануть. Он чувствует, как учитель настроен по отношению к нему, расположен или нет. С каким настроение работает: пришел и мечтает, чтобы поскорее прошел урок, или рад каждой встрече с детьми, ждет ее. Нужно только спросить об этом у ребенка.

- А контакт с родителями… Он нужен? Как его достичь?
- Должно быть сотрудничество, единство: ребенок, педагог, родители. Пока этого не будет, мы не достигнем намеченных воспитательных целей. Но это в первую очередь работа классного руководителя. И в моем классе в подавляющем большинстве родители становятся на правильную позицию, во многом меня поддерживают: в каких-то начинаниях, воспитании. Мне в этом плане повезло.

- Учитель должен быть новатором?
- Он должен вносить что-то новое в свои уроки. Иначе детям будет не интересно. К примеру, я сейчас использую метод проекта. Вначале заинтересовала этим восьмые классы, увидела восторг ребят. Теперь работаю и с седьмыми. Наряду с традиционным домашним заданием «написать сочинение», они переходят на иные формы его выполнения, в частности готовят видеофильмы. Сами пишут сценарии, сами играют, костюмы подбирают, снимают.

- Оценки ставите за такую деятельность?
- Если ребенок сделал что-то творческое, то его работу нельзя оценить иначе как на отлично.

- И какие темы выбирают?
- По интересам. По Салтыкову-Щедрину снимали. Сейчас группа ребят хочет снять очень сложное произведение Гоголя – «Портрет». «Можно?» - спрашивают. Конечно, можно, почему нет – попробуйте. И в этом случае они начинают читать - иначе сценарий не напишешь. Родители постоянно спрашивают, как увлечь ребенка книгой? Не надо, отвечаю, предлагать им то, что интересно вам. Следует исходить из интересов сына или дочери. Пусть даже они читают про Гарри Поттера, что, кстати, многие любят. Но ведь есть и те, кто прочитал Пауло Коэльо.

- Еще несколько лет назад, чтобы больше заработать, учитель брал максимальное количество уроков, оставляя все меньше времени на подготовку к ним. От чего, несомненно, страдало качество образования. Сейчас подобное еще осталось?
- Да, есть такая тенденция, правда, уже не настолько ярко выраженная. Сегодня многие ищут подработку в репетиторстве. Дети, готовясь к ЕГЭ, вынуждены заниматься дополнительно: не потому что у него в школе учитель плохой и не дает нужного объема знаний, а потому что у нас рамки ЕГЭ такие. Приходится не только повторять пройденное на уроках, но и учить «сверх меры», то, что не заложено в школьной программе, не вписывается в формат уроков, а при сдаче ЕГЭ требуется.

- Наталья Васильевна, этот год объявлен Годом учителя. Как Вы считаете, последуют ли какие-то изменения в школе, в жизни педагогов?
- Это как Новый год, от которого все ждут перемен. Как 8 Марта: когда один день в году поздравляют женщин. В течение года все внимание будет обращено на педагогов, но год закончится, и что? Переключимся на медиков? Хотя, наверное, какие-то изменения все же будут. Да они и происходят - образование сейчас кардинально меняется. А вообще, думаю, серьезные изменения начнутся только тогда, когда общество осознает ценность нашей профессии.

ЕСТЬ МНЕНИЕ
Маргарита Белик, учитель биологии гимназии № 1, победитель ПНПО:
- Я, как классный руководитель, постоянно хожу на уроки к Наталье Васильевне и главное, что вижу: дети у нее учатся рассуждать. Каждый из моих мальчишек, благодаря ее урокам, имеет свою точку зрения. Иногда отличную от общепринятой, но всегда собственную. И умеет ее высказать. Рада, что она стала «Учителем года», это звание от нее много потребует. Придется защищать честь города в крае. И нужно будет делиться опытом, проводить мастер-классы на городском и краевом уровне, на очередных курсах повышения квалификации, участвовать в научно-практических конференциях. Успеха Наталье Васильевне!

Ольга Штейн, коллега и наставник:
- Наталья Васильевна очень смелая, волевая, умная, умеет и любит учиться. Я сразу увидела в ней искорку и рада, что она стала педагогом. Сегодня быть учителем непросто. В последнее время школьная программа очень усложняется. Говорят, что современные дети получают объем знаний в 300 раз больше, чем мы в свое время. И учителю в таких условиях нельзя отставать от своих воспитанников.

Вместе с «Учителем года-2010» Натальей Барбоевой право представлять Соликамск на краевом этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства получили победители в номинациях «Лидер в образовании», «Педагог дошкольного образования» и «Педагог дополнительного образования». Ими стали Ирина Попова, директор школы № 7, Татьяна Фоос, воспитатель детского сада № 3 и Марина Бурмантова, педагог дополнительного образования гимназии № 2.


Газета «Наш Соликамск»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс